Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
17 апреля
Загрузить еще

Урбанист Станислав Демин: Города с населением до 300 тысяч европеизируются быстрее всего

Урбанист Станислав Демин: Города с населением до 300 тысяч европеизируются быстрее всего
Фото: Мариенко Андрей / УНИАН

В последние годы Украина столкнулась с десятками вызовов, которые приходится решать быстро: война, переселенцы и беженцы, разрушенные дома, погибшие граждане… Но страна не скатывается в бездну отчаяния, продолжая строить планы восстановления городов и инфраструктуры. Что нас ждет, станет ли Украина аграрной страной и как избежать появления трущоб - KP.UA рассказал архитектор-урбанист, президент Союза урбанистов Украины Станислав Демин.

Не хотим оставлять в Украине города-призраки

- Уже ясно, что после окончания боевых действий Украина получит выжженные территории вместо нескольких городов. Мариуполь, Бахмут, Попасная – не самые маленькие города… Есть ли смысл восстанавливать уничтоженные населенные пункты или надо строить новые «с нуля»?

- Прежде чем принимать решение, что делать с городом, требуется детальнейший анализ его состояния. В Украине уже есть несколько реестров, в частности, геоинформационных, которые фиксируют степень повреждения объектов инфраструктуры в населенных пунктах.

Есть Реестр поврежденного и разрушенного имущества, Реестр досудебных расследований.

Есть раздел в «Дiї», где регистрируются украинцы, чье недвижимое имущество в ходе боевых действий было уничтожено или получило повреждения.

Ведутся работы по созданию Электронной системы управления восстановлением.

Есть результаты обследований разрушенных объектов местными властями, другие списки и базы данных. Все это дает нам понимание, сколько человек переместилось, сколько жилья и инфраструктуры утеряно и разрушено.

На базе этой предварительной работы может быть разработан опорный план территории, который является элементом градостроительной документации. Его задача - зафиксировать, в качестве исходных данных для проектирования, какие территории и объекты не пострадали и могут остаться на перспективу, какие требуют ремонта, а какие нуждаются в реконструкции и что надо строить вообще заново. Параллельно с этим территории проверяются и очищаются, поскольку после военных действий остается много неразорвавшихся снарядов, почва загрязнена химическими веществами и т.п.

Согласно закону о регулировании градостроительной деятельности, областными и местными администрациями разрабатываются программы возобновления территорий регионального и местного уровня.

На основе программ возобновления территорий и градостроительной документации создаются проекты возобновления, определяются заказчики работ и источники финансирования, разрабатывается проектно-сметная документация, происходить процесс восстановления объекта.

- То есть просто доламывать уже почти разваленные города просто так никто не будет? Акцент будет все-таки на восстановлении?

- Производится как планирование, так и бюджетирование, оценка стоимости восстановительных работ. Если мы видим, что санация и реконструкция территории стоят чересчур дорого, производится анализ и расчет альтернативных вариантов, в связи с чем может быть принято другое решение - как можно развивать данный населенный пункт: реконструировать территорию или консервировать ее и строить аналог в новом месте,

Пока нет детальной оценки и экспертных заключений, могу выразить только свое личное мнение. Взять, к примеру, Бахмут. Это город с почти 500-летей историей плюс железнодорожный и транспортный узел. Перенести железную дорогу или улицу вместе со всеми сопутствующими инженерными объектами и сетями очень непросто. Нужно детально проанализировать, есть ли смысл реконструировать то, что останется после боев, или надо начинать строить с чистого листа. Я предполагаю, что переносить нецелесообразно. Но финальное слово может быть сказано только на основании отчетов об обследовании, расчетов и обоснований.

Что касается Попасной… Это тоже большой железнодорожный узел плюс вагоноремонтный завод. И если будет решение об отстройке города "с нуля" в другом месте, то этому должно быть ну очень серьезное обоснование. Мы же не хотим оставлять в Украине города-призраки. Это тоже нецелесообразно и даже опасно.

Насчет Мариуполя тоже надо хорошо подумать. Это стратегически важный объект, это порт, промышленный и логистический узел и т.п., который невозможно просто бросить. Возможно, такие особо пострадавшие территории могут консервироваться на время, а потом уже развиваться и приводиться в нормальное состояние, постепенно, по мере появления необходимых экономических ресурсов.

И не стоит забывать один важный момент. Многие люди из таких разрушенных городов все равно не захотят уезжать. Они привязаны к месту жительства, к своему дому, саду, к могилам родителей, и, как показал опыт, скорее готовы жить в подвалах и отапливаться печками-буржуйками, чем ехать неизвестно куда.

Бахмут с 500-летней историей сейчас находится в эпицентре боев. Фото: REUTERS/Mykola Synelnykov

Бахмут с 500-летней историей сейчас находится в эпицентре боев. Фото: REUTERS/Mykola Synelnykov

Убежища бывают и дежурные, и двойного назначения

- Война дала нам повод переосмыслить городское обустройство в стране. Будут ли теперь возводить дома с обязательными укрытиями? Или нам лучше забыть со временем, что в нашей жизни была война?

- Один раз мы уже забыли… Но если посмотреть на послевоенное строительство, то большинство зданий построенные в 50-60 годах прошлого века, имеют неплохие бомбоубежища, которые используются и до сих пор. И что интересно – даже в тяжелейший период после окончания Второй мировой государство находило возможности содержать эти убежища.

В Украине уже внесены изменения в законы и в Кодекс о гражданской защите населения, и фактически ни один объект строительства не может быть введен в эксплуатацию без выполнения раздела гражданской защиты, который подразумевает наличие укрытий. Осталось только принять Государственные строительные нормы под это.

Есть несколько категорий убежищ: против ударной волны, от ракет, от радиационной и химической опасности. Есть дежурные убежища (например, метро, которое выдерживает все эти уровни опасности), есть простые двойного назначения. Например, подвальное помещение, где в мирное время может работать спортивный зал, паркинг, медкабинет. Оно используется по назначению, но когда появляется угроза бомбардировки, по закону в течение 24 часов владелец обязан вынести оттуда все лишнее оборудование и предоставить людям это помещение как убежище.

Основная проблема убежищ в Украине сейчас – экономическая. Можно настроить много укрытий и бункеров, но, кроме средств на строительство, нужно понимать, за какие средства эксплуатировать их, это дорого. Можно возводить их, например, в складчину, по программам софинансирования, в составе коммерческих объектов. Например, инвестор строит в подвальном этаже дома спортзал, а государство компенсирует затраты на оборудование этого спортзала как убежища. Это обычная практика за рубежом. И наши министерства уже ведут разработку нормативной базы для создания таких инфраструктурных элементов.

- Но в городах нужны не только убежища, мы ведь уже имеем дело с боями в городской черте? Как от этого защититься?

- Как показала практика, планировка городов напрямую связана с тактической обороной. В городах, где используется классическая европейская квартальная сетка - нет больших пустырей и широких проспектов, - в кварталах достаточно сложно вести наступательные бои. Давайте вспомним хотя бы оборону Мариуполя.

И это новый опыт и для нас, и для Европы. Все стандарты гражданской обороны у нас, как и у большинства западных стран, разработаны преимущественно в 60-х годах прошлого века. Это требует актуализации, обновления. И наш украинский экспириенс может помочь другим странам переосмыслить свои стандарты гражданской обороны.

С другой стороны, есть серьезная проблема и за пределами городов. Во время февральской атаки с севера российская армия прошла беспрепятственно около сотни километров вглубь Украины. Потому что шла по практически незаселенной территории, где были разбросаны крохотные, мало заселенные села.

Объединяя эти тезисы, можно утверждать, что нам необходимо увеличивать плотность освоения территорий. Должны развиваться не только города, но и центры территориальных громад, периферия. Не должно быть так, что стоит крупный город, а вокруг него – пустота и редкие села. Территория должна быть развитой, причем вся.

Метро относится к категории дежурных убежищ, способного защитить от различного вида опасностей. Фото: REUTERS/Viacheslav Ratynskyi

Метро относится к категории дежурных убежищ, способного защитить от различного вида опасностей. Фото: REUTERS/Viacheslav Ratynskyi

Модульные домики и риски «трущобизации»

- Получается, надо разгружать центры городов и вообще города, предлагая людям жилье на периферии? А как быть с переселенцами, некоторые из которых уже несколько лет живут в модульных городках?

- Расселение переселенцев – это вызов, который Украина приняла и пытается решить как может. Вагончики и модульные домики – это, конечно, не вариант. Точнее, вариант, но кратковременный. Опыт других стран, да и наш опыт освобожденных территорий в зоне АТО, показывает: когда ставят вагончики для проживания людей, но рядом не создают структуру обслуживания или трудоустройства, начинается процесс «трущобизации». Люди в трущобах могут просто пропасть и как личности, и как члены общества за неимением нормальных возможностей для самореализации и социализации.

Да, модули частично перекрыли потребность в расселении, но это краткосрочное жилье. Это такой временный лагерь, из которого надо сразу же людей куда-то распределять, а не расценивать эти домики как постоянное жилье.

В Украине есть фонд временного жилья как бесплатного, так и платного. Также нужно учитывать, что застройщики не могут строить новые дома существенно дешевле, чем до войны. Знали бы, как это сделать – давно бы уже сделали.

Поэтому сейчас пока процесс идет так: собственники пострадавшего или уничтоженного жилья подают документы в органы самоуправления, те проводят оценку ущерба, владельцам выплачивается компенсация, которую они могут вложить в восстановление жилья или профинансировать новое.

Важно отметить, что расселение - это решение только части проблемы. Мы отправляем людей куда-то жить - и что? Есть ли возможность у них где-то работать, чтобы на что-то жить? Есть ли рядом инфраструктура – автобусная остановка, школа, магазин? Если нет парка погулять с ребенком или школа в соседнем городе – какой смысл от такого расселения?

Развивать надо пропорционально все. Поселили людей – надо дать им возможность выбора мест для трудоустройства, обеспечить сервис, нормальный быт. А создавать гетто и будущие трущобы, где люди лишены вообще какого-то выбора, – это опасный путь. Нужно не эксперименты ставить над людьми, а строить полноценную городскую и пригородную среду. Расселение, трудоустройство, обслуживание населения – вот три главные аспекта, которые обеспечивают благоприятные условия для жизнедеятельности людей. Мы же к этому стремимся?

Модульные убежища Модульные городки стоит использовать лишь как временные места для жительства. Фото: Мариенко Андрей / УНИАН

Модульные убежища Модульные городки стоит использовать лишь как временные места для жительства. Фото: Мариенко Андрей / УНИАН

Большая проблема наших городов – нулевая эмпатия

- А какой город, по вашему мнению, можно считать идеалом, к которому стоит стремиться нашим населенным пунктам в плане застройки и архитектуры?

- Наверное, идеального города нет, но в мире есть много хорошо развитых городов со своей спецификой. Испания прекрасна вся, особенно та, что ближе к Средиземноморью. В любом испанском селе уровень инфраструктуры, дорог и благоустройства, культурное наследие, культурное обслуживание на высочайшем уровне. У Германии своя специфика, где шикарно развита и сбалансирована среда. Нидерланды вообще провели несколько революций в градостроительстве.

Хотя в 60-70 годы многие страны проходили столь же сложный период, как и мы, в планировании городов. Автомобили парковались везде, где можно и нельзя, в Копенгагене в пылу обустройства закопали речку, которую потом откапывали. Из городов убирали рельсовый транспорт, рыли подземные переходы, потом все возвращали… Мы повторяем сейчас тот же бег по граблям. Так города учились на своих ошибках.

Нам еще работать и работать, но нам чуть проще, так как есть доступный опыт других стран. Текущая ситуация в развитии населенных пунктов Украины дает возможности для приведения в порядок города на 50-300 тысяч населения. У таких городов достаточно пространства и потенциала, чтобы простыми средствами привести себя к европейским стандартам качества. Почему именно 50-300 тысяч населения? Потому что до малых и средних городов и поселков Украины стихийная постсоветская урбанизация доходила слишком медленно, а до крупных дошла слишком быстро, сильно усложнив решение уже существовавших проблем.

Одна из главная проблем урбанизации Украины – обезличивание, нулевая эмпатия. Когда пропадает эмпатия и ты перестаешь заботиться о благе и чувствах другого человека, а печешься только о финансах, цифрах статистики и о великих целях, ты забываешь, для кого все это делается. И соответственно, создаешь среду, непригодную для полноценной жизни. Нельзя забывать, ради кого мы это делаем – ради себя, детей, близких, а не просто для того, чтобы построить самый большой дом или заработать больше всего денег.

- Продолжая тему отсутствия эмпатии в наших городах: примером этого, наверное, могут быть хрущевки, где жить стало, мягко говоря, некомфортно, и парковки, которые есть везде, кроме тех мест, где они действительно нужны…

- Эти беды известны, но для их решения нужны деньги. У тех же хрущевок, у элементов этих зданий, есть сроки эксплуатации. Для инженерной инфраструктуры это 20-30 лет, для ограждающих конструкций - 30-50, у несущих каркасов срок службы 70-100 лет. Да, нам надо менять инженерию, нужно утеплять здания, но где найти на это деньги?

Есть зарубежный опыт, можно взять его на вооружение. Там кварталы отдаются девелоперу целиком под реновацию. Девелопер заменяет инженерные сети, укрепляет несущий каркас, утепляет здания, благоустройство двора и улицы, делает паркинги и закрывает квартал за счет того, что уплотняет застройку и/или увеличивает ее этажность.

Что у нас? У нас большое, часто оправданное, недоверие к строительным и девелоперским структурам. Хуже то, что мы не доверяем даже соседу, не имеем культуры «договариваться». Из-за этого мы не можем ремонт в подъезде провести без конфликта – именно потому, что не доверяем этим компаниям. Они платят нам тем же, не слышат нас и не видят наши потребности.

Например, в Германии, как и в других странах Запада, урбанисты работают с населением, обсуждают планы развития района. Для этого создаются офисы развития районов. Их задача - добиться коллективной договоренности о том, что и как сделать в квартале или районе. И понемногу в дискуссиях приходят к тому варианту, который жители считает самым приемлемым.

Феномен Мариуполя

- В свете последних событий кажется, что подобные проблемы нас еще долго не будут волновать – нам бы выстоять и восстановиться. Наверное, Украина даст крен в сторону развития аграрного производства, отказавшись от индустриализации?

- У нас аграрного производства достаточно, у нас перерабатывающего мало. А ведь это добавленная стоимость, это наша прибыль. Когда в связи с войной прервалась логистика, были парализованы порты и ограничены железнодорожные перевозки, в центре Украины сельскохозяйственная продукция буквально гнила на полях и складах. Перерабатывающая промышленность Украины не справлялась с внутренним объемом аграрной продукции.

Но слава богу, Украина не голодает. Уже возобновился импорт, экспорт, зерно пошло через порты. Да, нам очень надо развивать логистику, строить перевалочные узлы на границах, укреплять торговые отношения с партнерами из Европы.

Переработка – это неплохое для нас направление, но не единственное, и только им ограничиваться не стоит. У нас большие ресурсы полезных ископаемых, добывающая промышленность, которую надо восстанавливать и развивать.

Украине надо богатеть, а этому способствует только добавленная стоимость и сфера услуг. У нас развито много инновационных производств. Есть программа по развитию технопарков. Если будет лояльная государственная политика, то мы сможем реализовать много хороших стартапов в IT-сфере, инициативы по размещению IT-бизнесов в населенных пунктах территориальных громад. Если будет приемлемый уровень развития социальной инфраструктуры, то специалистам проще и дешевле снимать жилье или офис в 50 или 100 километрах от столицы или другого областного центра.

Наша основная задача – сделать Украину удобной для жизни страной, в которой хочется оставаться и растить детей. Надо развивать инфраструктуру, населенные пункты – и не только крупные города. У нас около 1500 центров объединенных территориальных громад. Мы должны создавать такие места притяжения, где люди получали бы все необходимое для жизни.

Украина не должна развиваться по принципу России, где есть Москва, Санкт-Петербург, а остальное - тайга. Мы должны увеличивать плотность населения в стране, это даст больше связей, больше продуктивности. У нас же очень много неосвоенных территорий, но есть и огромный потенциал как на земле, так и под землей. Просто надо разрабатывать.

- Вы говорите об увеличении плотности населения, а я вижу восточные регионы Украины, которые с каждым днем становятся все безлюднее. Не получим ли мы свою «тайгу», где после войны не останется людей?

- Не думаю, что восточная часть Украины станет безлюдной, хотя отток будет существенным. Впрочем, как мы уже говорили, там остаются люди, которые живут и в Донецке, и в Луганске – не из-за симпатий к России, конечно, а потому что Донецк и Луганск их родные города.

Во многом дальнейшее будет зависеть от того, как поведет себя наша страна. Помните, в чем был феномен Мариуполя до того, как россияне стерли его с лица земли? После событий 2014 года город получил значительное финансирование, его привели в порядок, вымыли, обустроили, и он стал приятным для жизни. И нам надо сделать так, чтобы людям хотелось жить по всей территории Украины в населенных пунктах, приятных для жизни, всем слоям населения. Чтобы были обеспечены комфортные условия, хорошая экология, гигиена, безопасность гражданская и социальная. Чтобы появились хорошие возможности для коммерческой и социальной деятельности. Чтобы шло развитие людей как личное, так и общественное.

Мы архитекторы-урбанисты, и создаем такие условия для жизни людей. Если мы справляемся с этим хорошо, то люди могут легко реализовать свои потребности – и, соответственно, стать счастливее. Если не справляемся, то создаем множество ограничений для людей, и они чувствуют себя несчастными. А поскольку мы стремимся к европейскому уровню жизни, то наша общая комплексная задача - сохранить существующие ценности, развивать новые для будущих поколений, не вредить людям, чувствовать и любить тех, для кого мы строим Украину будущего.