Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Почему в Украине так много тревог и нужны ли они: объясняют военные эксперты

Почему в Украине так много тревог и нужны ли они: объясняют военные эксперты
Фото: REUTERS/Alina Yarysh

День, когда объявляется одна воздушная тревога, кажется нам хорошим, а когда тревог нет совсем – очень удачным. Но в последние дни мы все время живем в режиме "тревога – отбой". 15 марта было четыре сигнала опасности, а 14 - аж пять. Самый длинная тревога длилась 54 минуты, самая короткая – 23 минуты.

– Мы только то и делали, что ходили с ноутбуками в подвал и обратно, – вспоминает сотрудница одного из офисов.

– Два дня не мог купить себе ботинки. Как только заходил в бутик – выгоняли, потому что сирена, – пожаловался нам киевлянин Олег.

Жителей городов, удаленных от линии фронта, воздушные тревоги уже не столько пугают, сколько раздражают. Оказывается, что к легче привыкнуть к опасности, чем к поломанным планам. Тем временем враг не дает нам покоя. Вот и утро 16 марта началось с воздушной тревоги: с аэродрома "Мачулищи" в Беларуси снова взлетел МиГ-31.

Ракета может попасть в любую точку

Взлеты российских МиГов в Мачулищах в последнее время стали основными причинами воздушных тревог, и если мы видим эту информацию в сети, то вздыхаем с облегчением – не ракеты, не "Шахеды", то пусть. Ничего потом не происходит. Военные говорят, что это самообман.

Юрий Игнат. Фото: facebook.com/yuriy.ignat

Юрий Игнат. Фото: facebook.com/yuriy.ignat

- Сейчас все хотят получить информацию, что летит и откуда, чтобы самим сделать выводы, насколько это опасно. Телеграм-каналы множатся в геометрической прогрессии. На самом деле опасно все, здесь нельзя делать исключений, - комментирует пресс- секретарь Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат. – Воздушные силы объявляют тревогу во время разных видов опасности.

Сейчас участились "Кинжалы", носителями которых являются те же МиГ-31. Это гиперзвуковые ракеты, с которыми очень тяжело сражаться средствами нашей ПВО.

- Как только взлетает российский МиГ-31, это уже большая опасность. Ракета может попасть в любую точку. Какие это может иметь последствия, мы видели неделю назад, когда Россия выпустила по украинским объектам 6 "Кинжалов", а потом еще два, - продолжает спикер. - Еще полгода назад были аналогичные попадания по окраине Винницкой области. И мы не можем говорить, что это случаи одиночные. "Кинжалы" могли спрятаться между другими взрывами в начале российского масштабного вторжения, когда были десятки, если не сотни прилетов. Применяя "Кинжалы", противник, возможно, хочет достичь целей, которых не смог достичь крылатыми ракетами.

Не может быть "желтого" и "красного" уровня

По словам Юрия Игната, "Кинжалы" - это лишь один из поводов для объявления воздушной тревоги. Украина буквально окружена угрозами.

- Есть ракетная угроза с кораблей, находящихся в Черном море, от стратегической авиации из Каспия или Волгодонска. Есть опасность применения оперативно-тактических комплексов наземного базирования - баллистические ракеты по типу "Искандеров". На нас летят ракеты с юга и с востока. Могут лететь из Беларуси. По мере их приближения к территории Украины будут объявляться воздушные тревоги, карта нашей страны будет краснеть с востока на запад, – говорит Юрий Игнат.

По тому же принципу может объявляться тревога, когда с аэродрома "Шайковка" в Калужской области взлетает группа самолетов Ту-22 и 3М. Они являются носителями ракет Ха-22, которые находят цель по баллистической траектории.

– Такие ракеты также фактически невозможно сбивать нашими существующими средствами, – констатирует представитель ПВО. - И здесь возникает вопрос: можем ли мы разделять зоны опасности на "желтый", "оранжевый", "красный" уровни, как некоторые сейчас предлагают? Это невозможно и недопустимо, потому что люди будут реагировать соответствующим образом. Мы видим, что уже сейчас многие игнорируют опасность. Поэтому какими бы ни были угрозы, воздушные тревоги будут оглашаться. Даже когда по вражеским беспилотникам-разведчикам будет работать наше ПВО. Потому что это тоже воздушное сражение. Обломки наших ракет падают на землю, и нужно быть очень осторожными.

Напоследок Юрий Игнат вспоминает, что от "Кинжалов" летом прошлого года погибли его хорошие знакомые.

– Они были на одном из пунктов управления. Взлетел МиГ – один миг, и все. А воздушную тревогу тогда не объявляли. Потому сейчас они есть и будут.

Взлеты российских МИГов в

Взлеты российских МИГов в "Мачулищах" – в последнее время основная причина тревог. Фото: Kreml.ru

Круглосуточно держать в напряжении

По одной из версий, россияне выполняют на аэродроме "Мачулищи" тренировочные полеты. Но так часто в один день МиГы не взлетали, даже когда в январе проводились русско-белорусские летно-тактические учения.

В то же время в интервью Liga.net посол Украины в Беларуси Игорь Кизим сказал, что в последний раз Россия обстреливала Украину с территории Беларуси в октябре прошлого года. Значит, к недавним ракетным атакам эти МиГы не причастны. Что это тогда за тактика?

Игорь Романенко. Фото: УНИАН

Игорь Романенко. Фото: УНИАН

– Противник ищет новые возможности истощить нас. Можно использовать оружие воздушного нападения, а можно намекать на атаку, чтобы круглосуточно держать в напряжении персонал зенитно-ракетных комплексов, истребительных систем. Постоянные воздушные тревоги – это также давление на население, - считает экс-заместитель начальника Генерального штаба, генерал-лейтенант в отставке Игорь Романенко. – Уведомление населения о воздушной опасности должно быть обязательно, потому что ракеты могут не лететь, а могут лететь. Каждый гражданин сам принимает решение, как ему поступать, когда звучит сирена.

Это издевательство над экономикой

Между тем частые воздушные тревоги истощают не только нашу психику, но и нашу экономику. Должны приостанавливаться производства, торговля. Некоторые сетевые супермаркеты (в основном в отдаленных от центра районах Киева) уже перестали закрываться во время сирен. Они рекомендуют посетителям уходить в укрытие, но не закрывают двери и кассовые аппараты.

Валерий Романенко. Фото: aviamuseum.com.ua

Валерий Романенко. Фото: aviamuseum.com.ua

– Думаю, россияне поднимают МиГы без ракет, но мы наверняка не можем этого знать. "Мачулищи" в 15 километрах от Минска, оптика не позволяет что-либо увидеть на таком расстоянии, - говорит ведущий научный сотрудник Государственного музея авиации им. А. К. Антонова Валерий Романенко. – И мы реагируем на каждый вылет, хотя я считаю, что должны реагировать более рассудительно. Когда я задавал этот вопрос перед официальными лицами, мне говорили: а вдруг что-нибудь случится, кто будет отвечать? А кто будет отвечать, когда людей высаживают из транспорта и они все стоят на улице или набиваются в "бронемаршрутки", как я их называю. Можно подумать, что от этого опасность становится меньше. Нет, зато снята ответственность.

По его мнению, одиночный самолет не будет стрелять по городу.

- Слишком дорогая ракета, чтобы лупить ею просто так. А чтобы защитить инфраструктурные объекты, следует поднимать в боевую готовность ПВО. Безусловно, в городах, находящихся у линии фронта, нужно бежать в убежище при первой угрозе. А в городах, которые в центре нашей территории, если нет массового запуска ракет с Черного моря или поднятия в воздух стратегических бомбардировщиков, не стоит объявлять копеечные тревоги по пять раз в сутки. Это издевательство над экономикой.

По мнению эксперта, решение должно быть принято на уровне правительства после взвешивания всех "за" и "против".