20 декабря
Загрузить еще

"ФронтМед": как сладости превратились в социальное предприятие для переселенцев и ветеранов

Фото: предоставлено Сергеем Груздо

Крафтовое предприятие ”ФронтМед” в Шепетовке Хмельницкой области начиналось как попытка помочь ветеранам АТО найти себя в мирной жизни, а с началом полномасштабного вторжения РФ дает работу тем, кто потерял свой дом, - переселенцам и семьям военных.

О том, какую продукцию изготавливает "ФронтМед", как проект пережил “депрессивный период”, нашел новую команду и завоевал рынок, Коротко про рассказал его руководитель Сергей Груздо.

“Привлекали к работе переселенцев, которым помогали как волонтеры”

Сергей Груздо и его жена Елена с начала полномасштабного вторжения переехали в Шепетовку и взялись за обновление предприятия. Фото предоставлено Сергеем Груздо

Сергей Груздо и его жена Елена с начала полномасштабного вторжения переехали в Шепетовку и взялись за обновление предприятия. Фото предоставлено Сергеем Груздо

- Сергей, с чего все началось?
- "ФронтМед" начался с 2017 года. Это был такой симбиоз активных ребят, которые возвращались из АТО, и неравнодушных волонтерских организаций. Его основателями стали два друга - Максим и Вадим, которые и запустили инициативу сделать социальный бизнес на меду с нуля. Идея заключалась в том, чтобы привлечь военных к бизнесу и помочь им реализоваться в мирной жизни. Изначально это было социальное предпринимательство, задача была – поддержать людей, возвращавшихся к гражданской жизни.

Со временем образовался кооператив. Ребята проходили курсы, обучение по апитерапии - это лечение пчелами, специальные процедуры. Им помогали местные бизнесы, привлекались средства. Кооператив давал ветеранам возможность зарабатывать и поддерживать друг друга.

А через два года решили попробовать перевести кооператив на коммерческие рельсы. И с 2019 года "ФронтМед" начал работать как ФОП - и тогда это был больше ветеранский бизнес.

В начале полномасштабной войны наступил откровенно депрессивный период. Тогда казалось: все, конец. Многие люди из команды 2019 года, выехали, кто-то из ребят снова отправился на фронт, а в Шепетовку начали переезжать переселенцы.

Да и мы с женой после начала полномасштабной войны переехали из Киевской области ко мне на родину, в Шепетовку. Работали в гуманитарном хабе, помогали переселенцам, выдавали вещи, продукты питания. Затем нам предложили принять участие в восстановлении бизнеса после того, как старая команда разошлась.

Орехи в меду и крем-мед – один из вариантов переработки меда в оригинальное лакомство. Фото: ФБ «ФронтМед»

Орехи в меду и крем-мед – один из вариантов переработки меда в оригинальное лакомство. Фото: ФБ «ФронтМед»

- 2022-й был тяжелый. Когда в 2022 году начались отключения света, вы получили грант на солнечные панели и инвертор. Так что с электричеством вам было  попроще?

- Да, вскоре мы смогли полностью переформатировать нашу деятельность, начали заниматься тем, чем занимаемся сегодня. Но, по сути, это уже новое предприятие: к делу подключилась новая команда.

Сейчас это классический e-commerce (продажа и покупка товаров и услуг через интернет. - Ред.). Мы продаем много продукции через сайт, представлены на всех крупных украинских маркетплейсах, развиваем соцсети. Параллельно у нас есть B2B-направление (Business-to-Business. - Ред.) - продаем продукцию в магазины, кофейни и супермаркеты. Это пока больше пилотный вариант, но он отрабатывается. Уже переросли довоенные объемы, хотя после войны начинали полностью новой командой. 

- Вы, когда искали сотрудников, сразу ориентировались на тех, кто переехал из-за войны?

- В какой-то момент возникла ситуация: есть предприятие, которому нужны люди, и есть люди, которые к нам приходят, и мы им помогаем. Поэтому нам было легко привлечь их и к работе. Мы сразу предлагали трудоустройство и таким образом сформировали первую команду. Сейчас выступаем как CEO и как совладельцы этого бизнеса.

Что касается трудоустройства, приоритет у нас - либо ветераны, либо переселенцы. Также у нас на производстве работают люди с инвалидностью. Параллельно мы проводим различные акции, в которые привлекаем людей с особыми потребностями. Сегодня у нас официально работают 12 человек. 10 из них - переселенцы и члены семей военных.

- Как сейчас чувствуют себя ваши сотрудники-переселенцы? Они уже интегрировались на новом месте? 

- Раньше бывало такое, что на производстве что-то громко упало - у человека сразу возникала реакция страха. Сейчас уже этого нет. Кто-то получил жилье, кто-то его обустроил. В целом люди чувствуют себя спокойнее, осваиваются и ведут, насколько это возможно, нормальный образ жизни. Приятно осознавать, что мы тоже внесли в их состояние свой вклад. 

Также у нас есть акции в поддержку Вооруженных сил - мы передаем через волонтеров так называемую "подвешенную" продукцию, которую можно купить у нас на сайте. Недавно передавали нашу продукцию ребятам, которые находятся в госпитале на восстановлении. Бывает, что к нам обращаются благотворительные фонды и говорят, что нужна помощь - мы откликаемся. Также стараемся передавать наши продукты в образовательные учреждения, в школы.

В производстве медовой продукции участвуют переселенцы и члены семьи военных. Фото предоставлено Сергеем Груздо

В производстве медовой продукции участвуют переселенцы и члены семьи военных. Фото предоставлено Сергеем Груздо

Подарочные наборы – это перспективная ниша

- Давайте поговорим подробнее о вашей продукции - что вы делаете из меда? 

- Изначально это был больше сегмент классической медовой продукции: медовые десерты, пасты, крем-мед - все, что связано с орехами в меде, сухофруктами, семенами и так далее. 

Сейчас мы немного переформатировали подачу и движемся в сторону создания подарочных наборов. Это могут быть маленькие коробочки стоимостью около 200 гривен, а могут - большие персонализированные большие упаковки из дерева стоимостью 7-8 тысяч гривен. Также мы делаем кастомизированные изделия под заказ.

В целом вся продукция, которая входит в наши наборы, преимущественно собственного производства, иногда есть отдельные элементы от других крафтовых производителей.

Подарки и подарочные наборы - вообще перспективна ниша. А от «просто мед» отходим, так как его очень много на рынке. Стараемся придать продукту привлекательную форму, сделать его интересным.

- Крем-мед? Звучит интересно, что это такое?

- Это мед, приготовленный особым способом: его кристаллизуют до определенной текстуры, а затем добавляют различные натуральные ингредиенты - ягоды, шоколад собственного производства, семена, орехи.

Кроме того, мы сами делаем пастилу - без сахара и даже без меда, максимально натуральную. Это одновременно спортивный и детский сегмент, продукт, который можно спокойно давать детям даже в качестве прикорма и употреблять его регулярно, не опасаясь за фигуру. 

Есть и классическая медовая продукция - сам мед. Также мы производим сушеные фрукты, свечи из натурального воска. Есть у нас и энергетические смеси - по типу ореховой пасты, но со своей рецептурой и архитектурой продукта, под другим названием. Это основная линейка. Есть и вспомогательные небольшие наборы, которые мы сейчас тестируем.

Упаковку для подарочных наборов также разрабатывают сами. Фото предоставлено Сергеем Груздо

Упаковку для подарочных наборов также разрабатывают сами. Фото предоставлено Сергеем Груздо

Акцент на здоровое питание

- А где берете мед?

- В зависимости от сорта меда покупаем его в разных регионах - там, где лучшее качество и, конечно, где это максимально выгодно.

Например, акациевый мед в основном берем в Черкасской области, потому что там большие массивы акации. Это очень специфический мед: его нужно собрать в правильном месте и строго в нужный период цветения. Если упустить момент или собрать раньше, может попасть другой мед, и тогда сорт уже будет смешанным. Настоящий акациевый мед остается прозрачным, долго не кристаллизуется и может храниться годами при правильном сборе.

Гречишный мед мы берем у партнера с Тернопольской области: он специализируется на гречке. А более распространенное разнотравье берем здесь, в Шепетовском районе. Если в Шепетовке нет нужного нам варианта меда, то в первую очередь ориентируемся на качество, а не на географию.

Упор предприятие делает на здоровом питании. Фото предоставлено Сергеем Груздо

Упор предприятие делает на здоровом питании. Фото предоставлено Сергеем Груздо

- Кто ваши покупатели? Они только из Украины или есть из-за границы?

- Сейчас с зарубежными рынками сложно: в каждой стране есть квоты на мед. В 2023 году мы отправляли много продукции в разные страны благодаря маркетплейсу Made with Brave. Но сегодня крафтовым производителям наладить экспорт медовой продукции за границу крайне сложно. Есть крупные поставщики меда, которые работают с квотами, поставляют его тоннами - там можно договориться. А для небольших производителей это всегда риск - проедет ли продукция через границу или нет. Поэтому сейчас мы это направление не развиваем.

А вот по Украине очень широкая география, практически во все населенные пункты страны – примерно 99% заказов отправляем через "Новую почту" или "Укрпочту". 

- Что вам больше всего нравится из вашей продукции? Что вы сами употребляете?

- Наша семья вообще придерживается здорового питания. Ребенок у нас постоянно ест пастилу - это must-have. Я люблю мед, особенно мед с фундуком и клюквой - это мой любимый десерт. Жена Елена любит энергетические смеси - кунжут, разные семена, ей ближе этот сегмент. Фрипсы едим регулярно. 

Так получилось, что наш бизнес органично вписался в наши жизненные принципы - здоровое питание, отсутствие вредных привычек, поэтому нам действительно близко и интересно то, чем мы занимаемся.

- А планируете что-то новое в новом году - новые рецепты, продукты?

- Обязательно, у нас каждый год появляются новинки. Мы постоянно изучаем рынок, и не только украинский. Считаю, что именно благодаря правильно выстроенной маркетинговой стратегии мы выживаем.

Те наборы, которые продавались до нас, уже себя исчерпали, поэтому мы полностью все переделали. Сейчас у нас нет ни одного продукта с прошлых времен. Каждый год создаем что-то новое, тестируем продукты и направления. Только за счет постоянного движения можно конкурировать, удерживаться и даже расти в такие времена.

Пастила может выглядеть и как торт. Но куда полезнее. Фото: ФБ «ФронтМед»

Пастила может выглядеть и как торт. Но куда полезнее. Фото: ФБ «ФронтМед»