Елена Харюкова – стилист, одесситка, мама и человек, желающий менять мир. из-за войны она переехала в США, и сейчас строит здесь концепцию будущего салона красоты. Это будет особенное место, где клиентами станут дети с аутизмом. США занимают третье место по количеству детей с РАС – их около 263 на 10 тысяч, или примерно один ребенок из 45. Поэтому женщина изучает статистику, ищет место, спонсоров и благотворительные фонды, которые помогли бы с созданием особого салона. А еще она планирует собирать и обучать команду – опыта у нее много.
В этом тексте Елена Харюкова делится планами и дает советы, как обращаться с детьми из РАС – они могут пригодиться не только парикмахерам.
Я более 10 лет стрижу, краслю и делаю прически. Все это время ко мне приходили и особые клиенты – дети с аутизмом. Одни были сначала, кого-то приводили ко мне, когда в другом месте не удалось постричь ребенка из-за его страха и истерики.
Я нашла в себе силы положить начало салону красоты для ребенка из РАС в Америке. Я уже изучила американский рынок, традиции, статистику – и уверена, что здесь такая идея уместна.
Опираюсь не только на свой опыт. Я прошла психологические курсы, где еще раз убедилась, что интуитивно чувствую правила и следую им. Помогает и специальная литература. К примеру, книга бельгийского ученого Тео Питерса «Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому влиянию» подтвердила знания по моему практическому 10-летнему опыту.
Считаю, что мой талант – в ментальном взаимодействии. Детки идут со мной на контакт и доверяют мне – это происходит на уровне химии. Объяснить сложно, но все пострижены и довольны. А в моей профессии это главное.
1. Создаю необходимую атмосферу. Она должна быть очень спокойной, предсказуемой. Избегайте ярких предметов. Форма парикмахера – в пастельных тонах, бледно-розовых, например. Если что-нибудь повседневное, то лучше надеть джинсы и футболку. В такой одежде удобно работать с особыми детками. Они чувствуют себя максимально комфортно – как дома.
2. Беспокоюсь о взаимодействии ребенка с родителями во время стрижки. Обычно, когда ко мне приводят таких детей, мамы пытаются отсесть или вообще наблюдать за процессом совсем издалека. Но это так не работает.
Мама обязательно нужна рядом. Должен быть зрительный контакт с ребенком. Важно либо держать малыша за руку, либо сесть совсем близко. Идеальным вариантом будет, если будет разговаривать. Монотонный голос мамы во время работы успокаивает ребенка.
Она словно погружается "в транс" – я это так называю. Мамин голос действует как мантра, и стрижка проходит практически без истерик. Голос мамы и контакт с ней на расстоянии вытянутой руки должны быть всегда. Для успешного результата на 100% работает сочетание "мама – ребенок – мастер".
Кстати, чаще таких детей приводят именно мамы, а не папы. Мама всегда первый человек, который может успокоить.
3. Узнаю особенности ребенка, что он любит и как отвлекается. К примеру, ребенок рисует, а может лепит. У меня был опыт, когда малыш обожал спрос – игрушку с пузырьками. Потому я приобрела эту вещь. И когда мальчик приходил, я сразу давала ему желаемый предмет – ребенок был в восторге. Даже заранее, еще до визита ко мне, маленький клиент знал, что Елена даст ему такую игрушку – его личную. И так можно выиграть минут 10 для того чтобы сделать стрижку.
Я всегда стараюсь подготовиться к конкретному клиенту. Например, знаю, что завтра придет ребенок, любящий разноцветные фигурки. И тогда я покупаю небольшой набор для конкретного гостя – когда он приходит, то отвлекается, играет, просто радуется. В следующий раз у нас уже есть стимул – мой юный гость знает, что придет и получит то, что ему нравится. Любые такие моменты отвлекают от процесса стрижки – это нам и надо.
4. Контролирую уровень физического контакта с ребенком. Никакого удержания силой! Даже обычное прикосновение ребенок с аутизмом может воспринимать как агрессию. Сделайте только ужаснее, вам просто не будут доверять. Помню четкий момент, когда к моей маме, которая тоже была парикмахером, привели на стрижку мальчика из РАС. Мне тогда было лет 9-10. Так вот, этого ребенка долго и болезненно стригли – родители держали его руками. Он так кричал и извивался, что у меня был шок. Я помню свои мысли о том, что если я вырасту и стану мастером – точно не буду так работать. Важно избегать излишнего физического контакта.
5. Аккуратно использую громкие инструменты. Обычно я беру машинку и показываю: "Смотри, этой машинкой я стригу деток". Сначала включаю его подальше от ребенка – не у головы. Если ребенок спокойно реагирует – мы начинаем стричься. Если ребенку не нравится, он начинает применять руки, чтобы защититься – я сразу выключаю неприятный звук. Никакого насилия!
Был случай однажды, мальчика звали Лев. Ребёнок категорически не воспринимал звук машинки. Начинал выпрыгивать из кресла. Мы сделали небольшую паузу, пообещали не использовать какие-то шумные приборы – и продолжили стрижку ножницами. Все было спокойно и хорошо.
Я всегда иду к детям с аутизмом со спокойствием и уверенностью. Откройте сердце, не бойтесь, соблюдайте правила – и все будет хорошо.