24 декабря
Загрузить еще

Соучредитель проекта Skeiron: Черновицкий университет мы месяц сканировали под обстрелами

Соучредитель проекта Skeiron: Черновицкий университет мы месяц сканировали под обстрелами
Фото: Предоставлено Юрием Преподобным

Враг пытается уничтожить украинскую нацию, ее идентичность и культуру, поэтому сохранение нашего исторического наследия очень актуально. Украинцы закрывают памятники мешками с песком, перевозят экспонаты выставок в безопасные места, а также цифровизируют исторические здания и музейные коллекции. В худшем случае – разрушении некоторых достопримечательностей – их можно будет точно восстановить по цифровым данным.

Проект Skeiron уже работает над диджитализацией украинского культурного наследия. Журналисты Коротко про общались с соучредителем проекта Юрием Преподобным.

Старые методы дают большую погрешность, новые намного точнее

- До начала нашей работы архитекторы и реставраторы использовали старые подходы по реставрации памятников – просто перечерчивали их. А мы предложили возможности цифровизации: все данные о достопримечательностях используются в программах типа Revit и ArchiCAD (которые могут моделировать и проектировать. - Ред.), и уже архитекторы с этими данными работают. Они точны до миллиметра, – говорит Юрий Преподобный. – Сравнивая старые и новые методы измерения, мы увидели, что в старых методах гораздо меньше детализации, большое значение имеет человеческий фактор, ведь человек может просто ошибиться. Наша диджитализация с их перечерчиванием могли расходиться на полметра. И стало очевидно, что лазерное сканирование точнее.

На сегодняшний день проект Skeiron оцифровал в Украине уже около 100 объектов за последние два года, кроме того, работает еще в четырех странах.

Андрей Гривняк, Юрий Преподобный, Юлия Кириченко, Владимир Заяц – команда (слева направо) Skeiron. Фото: ФБ Skeiron

Андрей Гривняк, Юрий Преподобный, Юлия Кириченко, Владимир Заяц – команда (слева направо) Skeiron. Фото: ФБ Skeiron

Как все начиналось?

Команде Skeiron пришлось пройти очень непростой путь от проекта студентов-старшекурсников до стартапа, которым интересуются даже за границей.

– Это было на 3-4-м курсе, и мы знали, что можем делать что-то свое. Участники нашего проекта были в «Пласте» (скаутской организации. - Ред.), и для нас не проблема что-то организовать, потому что «Пласт» развивает людей и дает им немножко уверенности. Мы попробовали создать собственную фирму. Сначала было довольно тяжело, потому что опыта – ноль. Мы не знали, как работает бухгалтерия и т.д. Но понемногу мы развивались. Видели, что многие фирмы де-факто выполняют такую ​​же работу, как наша, но они не умеют себя подать и продать. Поэтому мы решили делать прикладную геодезию, но "завернуть" ее в обертку новизны, классности, актуальности, простоты для людей. Именно поэтому у нас хорошо получается работать, - объясняет наш собеседник. – Нашему стартапу уже 8 лет. Сначала это было несколько людей, работающих с дронами, и со временем мы поняли, что можем с помощью технологий фотограмметрии делать 3D модели объектов. Сейчас у нас уже до 20 человек, и мы работаем не только над диджитализацией, но и над созданием продукта. Также мы работали с Google и интегрировали некоторые наши объекты в его поисковую систему.

Полномасштабная война стала тем фактором, который сыграл важную роль для развития проекта.

- У нас очень многое связано с 2022 годом. С тех пор к нам обращались десятки организаций, знавших, что мы делаем и зачем. Их интерес был - сохранить украинскую культуру и архитектуру, они были готовы привлекать финансирование, чтобы нанять как можно больше людей, получить лучшее оборудование, оцифровать как можно больше объектов. Именно благодаря этому интересу из-за границы большинство объектов нами и было оцифровано начиная с 2022 года, – говорит Юрий Преподобный.

Так выглядит в оцифрованном виде собор Св. Юра во Львове. Фото: Предоставлено Юрием Преподобным

Так выглядит в оцифрованном виде собор Св. Юра во Львове. Фото: Предоставлено Юрием Преподобным

Какие задачи проекта?

– В первую очередь, оцифровать объекты, которые находятся на прифронтовых территориях, поскольку туда чаще всего прилетают снаряды. Во-вторых, это буферные зоны ЮНЕСКО – как отдельное здание, так и определенные ареалы, то есть локации. К примеру, нужно оцифровать фасады исторического центра Львова. Важно иметь такие данные и обновлять их раз в несколько лет, чтобы можно использовать эти данные уже во время реставрационных работ, - говорит Юрий Преподобный.

Заниматься цифровизацией зданий – дело не из простых из-за большого количества факторов.

- На самом деле сложность в том, что в определенной степени это и опасно, потому что нужно, например, иногда залезть под купол церкви, чтобы получить точную информацию о размерах объекта и его элементах. То есть мы работаем на высотах. Если это объект, по которому прилетают какие-то БпЛА или что-то еще, то это опасно: мы можем стать его целью. Нам может быть чисто физически тяжело работать, потому что мы используем старое оборудование, вес которого может достигать 15 кг, а нам нужно его носить целый день. Новое оборудование стоит 100 тысяч евро, наше, проще, – 20 тысяч евро. Да и порой мы получаем очень большой массив данных. К примеру, проект сканирования Черновицкого университета содержал несколько терабайт данных. Обработка этих данных заняла полгода, – рассказывает соучредитель проекта.

Работа по оцифровке очень кропотливая. Фото: ФБ Skeiron

Работа по оцифровке очень кропотливая. Фото: ФБ Skeiron

Сколько это стоит?

– Мы высчитываем стоимость своих работ исходя из количества времени, которое мы проводим на объекте. Если, например, это маленькая деревянная церковь, то ее можно отсканировать за один, максимум два дня. Это соответственно 1000–2000 долларов. Далее следует еще обсчет и цифровизация объекта – это занимает от нескольких недель до месяцев. Затем мы передаем данные архитекторам: тучи точек, ортогональные развертки, проработанные фотографии зданий… Дальше уже они с этим работают, – говорит Юрий.

К примеру, Черновицкий университет специалисты сканировали месяц. Стоимость оцифровки там вышла в районе 30 тысяч евро. Ситуация тогда была усложнена еще и тем, что это было время интенсивных прилетов по инфраструктуре, и как следствие - проблемы с электричеством. Потому цифровизация заняла такое количество времени и повлияла на стоимость работ.

Уже сейчас есть немало примеров, когда данные 3D-сканирования были использованы для 3D-печати или компьютерных игр, или музыкальных клипов.

- Недавно мы предоставляли украинскому певцу Ярмаку цифровизованный бюст Степана Бандеры. Ярмак использовал его в своем клипе. Это маленький пример, но таких примеров уже много. Поэтому наша работа как была актуальна раньше, так и продолжает быть актуальной и во время войны, - уверен Юрий Преподобный.