После масштабного сбоя в работе мобильного оператора «Киевстар», вызванного хакерской атакой россиян, украинцы столкнулись с проблемами гораздо большего масштаба, чем невозможность позвонить. Выяснилось, что часть инфраструктуры страны завязана на сервисы этого оператора, и возникшие у людей проблемы касались не только формата услуги – позвонить по телефону. KP.UA разбиралась, какие сферы нашей повседневной жизни ощутили сбой больше других.
Через сутки после сбоя абоненты «Киевстар» заявили, что у них постепенно «оживает» мобильный интернет, а вот телефонная связь пока недоступна. Многие отдали должное своей предусмотрительности, когда еще в прошлом году, в период блэкаутов, обзавелись второй, а то и третьей сим-картой других операторов для подключения к национальному роумингу. В компании Vodafone заверяют, что с их стороны проблем нет, они видят в своей сети другие сети, в частности абонентов lifecell. Абоненты «Киевстара» пишут, что пока не могут подключиться к национальному роумингу. Как оказалось, это произошло по распоряжению Госспецсвязи, чтобы снизить нагрузку для сетей других операторов.
В качестве альтернативы украинцы активно используют Wi-fi, интернет и мессенджеры, а также скупают стартовые пакеты других операторов. В некоторых городах вечером 12 декабря была восстановлена фиксированная связь.
Наш совет: Имейте в запасе резервную сим-карту другого оператора. Лишней точно не будет.
Хакерская атака на «Киевстар» парализовала работу многих банкоматов, POS-терминалов и информационно-платежных терминалов Ощадбанка и Приватбанка. Это привело к тому, что в некоторых магазинах невозможно было расплатиться банковской карточкой. Подчеркнем – в некоторых и большей частью небольших торговых точках. Крупные гипермаркеты имеют резервные системы работы с клиентами, и здесь обошлось без очередей и коллапсов. Там же, где у покупателей были вынуждены требовать наличный расчет, столкнулись с другой неожиданной проблемой – недостаток мелких купюр для сдачи.
Уже в среду, 13 декабря, пользователи сообщали, что успешно расплачивались в магазинах банковскими картами через терминалы, на которых стояла пометка «3G Kyivstar».
Наш совет: Планируя свои платежи, держите часть средств в наличных деньгах.
Представители сервисов доставки и такси уже заявили, что уменьшение количества заказов из-за отсутствия мобильной связи одного оператора едва ли перевалило за 10%. В основном, курьеры и заказчики не могли связаться друг с другом, однако альтернативные каналы связи – чаты, мессенджеры, электронные письма - смогли частично решить проблему. О такой же ситуации и ее решениях сообщили в службах такси: все, что надо было водителю и пассажиру – найти работающую точку Wi-Fi и связаться друг с другом в приложении. На работу государственных сайтов и приложений, в частности портала «Дія», хакерская атака не повлияла никаким образом.
Наш совет: Продумайте возможность вызова машины или доставки по альтернативному сценарию - от стационарного телефона до общедоступного Wi-Fi.
Связь систем оповещения населения о воздушной тревоге и мобильного оператора есть, но не настолько масштабна, как может показаться. Автоматические системы региональной системы оповещения работают независимо от мобильной связи, а сирены ручного запуска – соответственно, запускаются вручную. Сирены, которые запускаются с помощью сигналов через мобильный интернет, могут включаться-выключаться вручную персоналом. Также о воздушной тревоге могут сообщать службы полиции и чрезвычайных ситуаций, они работают в штатном режиме, их номера телефонов доступны для набора с любого оператора связи. В тех регионах, где подобная проблема возникла, уже предупредили, что о сигналах тревоги будут сообщать по громкоговорителям из спецавтомобилей.
Аналогичная ситуация и с уличным освещением – вместо дистанционного включения коммунальным бригадам пришлось ездить по улицам и включать-выключать фонари руками.
Наш совет: Не отмахивайтесь от альтернативных средств оповещения. О тревогах регулярно сообщают по телевидению и радио.
Мощная хакерская атака на компанию «Киевстар» не повлияла на работу украинских военных, они используют другую связь. Об этом заявил начальник пресс-службы командования Сухопутных войск Украины Владимир Фитьо.
- На линии фронта пользуются другой связью, - подчеркнул Фитьо.
В командовании Сил территориальной обороны ВСУ еще в конце ноября развеяли мифы об использовании мобильной связи в армии.
- Стандарты мобильной связи не предусматривали использования ее в условиях войны, так как мобильная связь имеет много уязвимостей (например, телефон постоянно «ищет сеть» и регистрируется в ней). Россияне это используют для сбора данных обо всех мобильных аппаратах, которые попадают в зону досягаемости их технических средств радиоэлектронной разведки, - рассказали в командовании.
В армии используются спутниковые и радиосистемы связи и полицейские радиостанции. Гражданские системы связи – мобильные телефоны и т.п. – используются строго регламентировано, чтобы исключить возможность прослушки врагом или определения местоположения владельца этого телефона. Конечно, нарушений этого регламента – масса… Однако несколько дней без мобильной связи – это не критическая ситуация для военных.