Ученые станции "Вернадского" обнаружили внезапный рост хлорофилла в океане

Ученые станции
Фото: facebook.com/AntarcticCenter

Украинские ученые на станции им. академика Вернадского обнаружил внезапный рост содержания хлорофилла в океане в районе острова Галиндез, где находится станция. Так, в ноябре на всех точках мониторинговых исследований этот показатель был в 2,5-3 раза выше по сравнению с ноябрем 2022-го. Об этом сообщает Национальный Антарктический научный центр.

Исследователи предполагают, что это связано с последствиями глобального потепления. В последнее время в Антарктике фиксируют рекордно низкие площади морского льда, так что океан получает больше солнечного света и нагревается. В частности, в ноябре прошлого года в мониторинговых точках температура воды была от -1,1 до -0,7°, а в этом году – от 0,3 до 0,9°.

- Свет и повышенная температура ускоряют процесс фотосинтеза у растений, активное участие в котором принимает как раз хлорофилл. Поэтому рост содержания хлорофилла в пробах воды свидетельствует об активном развитии растительных организмов (фитопланктона) в океане. В основном это одноклеточные микроскопические или даже нановодоросли, которые сложно увидеть невооруженным глазом, - говорится в сообщении.

Фитопланктон является основой питания для всех обитателей океана, поэтому рост его численности запускает каскадные процессы и влияет на жизнь других морских организмов – от криля до китов. Большее количество света также вызовет изменения в составе водорослей. Это изменит размеры их клеток и другие характеристики. По мнению ученых, все эти процессы изменят архитектуру пищевых сетей океана и будут иметь глобальные последствия для потока вещества и энергии в морских экосистемах.

Поэтому украинские ученые проводят постоянные исследования фитопланктона. Биологи на Вернадском регулярно отбирают пробы воды в определенных точках вокруг острова. В лаборатории фильтруют воду, выделяя из нее образцы фитопланктона и бактериопланктона, а также определяя содержание хлорофилла и гидрохимические показатели. Эти образцы фиксируют и хранят в специальных условиях и затем транспортируют в Украину для дальнейшего изучения.

Предыдущие исследования свидетельствуют, что сам процесс активного развития фитопланктона в весенне-летний период проходит ежегодно, но за ним могут стоять разные группы организмов. Изучение этой разницы позволяет отслеживать влияние климатических изменений на морскую среду. Поэтому и нынешние образцы, давшие такой прирост хлорофилла в океане, будут тщательно изучены по составу группировок бактерий и фитопланктона и взаимодействию между ними.

Фото