76 процентов опрошенных украинцев потребляют новости из социальных сетей, о чем свидетельствует опрос USAID-Internews * о потреблении медиа «Украинские медиа. Отношение это доверие в 2023 году». С этих 76% каждый третий украинец использовал для потребления новостей исключительно социальные сети.
Основной социальной сетью для общения и получения новостей, согласно исследованию, в 2023 году остается Telegram, причем в обеих областях по сравнению с прошлым годом наблюдается значительный рост. В тройку лидеров среди новостных телеграмм-каналов, согласно опросу, вошли "ТруХа" (15%), "Украина Online" (7%) и "Лачен пишет" (7%).
В лидерах также Facebook (19%) и Youtube – 15% (сюда входят и тв-каналы, транслируемые Youtube, персональные каналы экспертов и т.п.).
В частности, это обусловлено тем, что 87% респондентов пользуются для поиска новостей смартфоном, а среди опрашиваемых в возрасте 18-35 лет этот процент составляет 97%. Значительную роль играет удобство и мобильность этого гаджета.
В целом же потребление новостей, которое в начале полномасштабного вторжения составляло среди респондентов 24/7, на сегодняшний день сильно снизилось. Большинство респондентов снизило потребление новостей, связанных с войной, и более тщательно относится к отбору информации. Многие отказались от источников, дублирующих информацию – то есть респонденты начали более тщательно «фильтровать» новости, предпочитая те телеграмм-каналы, которые прошли проверку временем и транслируют в большей степени не только оперативные, но и в большей степени правдивые и точные новости, как к примеру телеграмм-канал «ТруХа». Большинство опрошенных доверяют материалам, где освещается ход войны, и считают, что у них предоставляется оперативная и достоверная.
Большую роль в уровне доверия к телеграмм-каналу играет и то, что новости оперативно реагируют на критику и улучшают качество своей работы. Так, в 2023 году качество материалов «ТруХи» выросло: важная, чувствительная и конфиденциальная информация размещается после разрешения и проверки официальных источников.
Большую роль, согласно опросу, играет и прозрачность источника, откуда читают новости – каждый третий респондент считает необходимым знать, кому принадлежат медиа. В частности, известный бизнесмен Максим Лавриненко публично заявил о том, что он является владельцем «ТруХи», а значит, канал перестал быть анонимным и вызывает больше доверия.
Важным фактором является оперативность, простота и доступность изложенного материала. Большинство опрошенных украинцев доверяют телеграмм-каналу «ТруХи» второй год подряд, недаром его называют самым популярным каналом в 2022 и 2023 году. Несмотря на критику, а точнее, благодаря тому, что новости оперативно реагируют на критику, украинцы продолжают читать «ТруХу».
* Исследование было выполнено InMind по заказу международной организации Internews, реализующей проект «Медийная программа в Украине» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).