24 декабря
Загрузить еще

Будущее «линии Суровикина»: чем закончилась история оборонительных сооружений ХХ века

Будущее «линии Суровикина»: чем закончилась история оборонительных сооружений ХХ века
Фото: wikipedia.org

Когда и где ВСУ прорвут так называемую «линию Суровикина»? Как это повлияет на ход украинского наступления? А откуда берутся силы у наших защитников, которые обороняют укрепрайон в Авдеевке, обстреливаемый едва ли не ежедневно еще с 2014 года?

Оборонительные линии в ХХ веке были использованы практически во всех войнах. Каждая из них становилась частью стратегических планов, не важно даже, была ли она задействована в боевых действиях или нет. Ставка на них едва не приводила к краху страны, их соорудившие. Так было в «Войне Судного дня» и израильской линией «Бар-Лева». Другие помогали странам выстоять. Пример – "линия Маннергейма" в советско-финской войне 1939 года. Вспоминали, как это было.

1939 год. "Линия Маннергейма": строилась 20 лет и выстояла 2 месяца

Маленькая Финляндия понимала, чего ждать от большого агрессивного соседа – Советской России - с первого дня обретения независимости в 1918 году.

Инициатором строительства оборонительной линии стал тогдашний главнокомандующий вооруженных сил Финляндии барон Карл Маннергейм. Между Ладогой и Финским заливом возводили комплекс железобетонных укреплений и огневых точек.

Для небольшого государства освоить такую масштабную стройку было делом непростым. Проект то сворачивали, то запускали снова. Любопытен аргумент министра финансов страны Таннера при очередной заморозке строительства: «Прежде чем тратить большие деньги на оборону, надо создать народу жизнь, которую стоило бы защищать».

Так или иначе, пусть медленно, но с характерным для финнов упорством дело понемногу шло, и к 1939 году линия была практически закончена. Получилось весьма внушительно: при общей длине в 135 км и при глубине на некоторых участках до 90 км она состояла из 175 бетонных сооружений и 606 деревянно-земляных дзотов, а вся территория была густо усеяна специальными гранитными надолбами, как препятствием для продвижения танков.

Первый удар наступающих советских сил линия приняла уже через неделю после начала боевых действий в начале декабря 1939 года. Противник с ходу пройти ее не смог, и начались долгие два месяца обороны. Учитывая, что вся «Зимняя война» (30 ноября 1939 года - 12 марта 1940 года) продолжалась около четырех месяцев, добрая половина ее была так или иначе связана с «линией Маннергейма». Противник даже создал специальный полигон, где обучал штурмовые группы для атак на линию.

Взять "линию Маннергейма" советской армии удалось лишь в середине февраля, менее чем за месяц до окончания боевых действий. После этого советские саперы взорвали на линии все укрепления. Не забыли и о трофеях – восьмитонный смотровой бронеколпак был установлен в Центральном доме Красной армии в Москве. Вот только непонятно, что он должен был олицетворять. Стать символом упорства обороны финнов? Или памятником бездарности командования армии-захватчика?

Гранитные надолбы, разбросанные по всей линии Маннергейма, должны призваны были остановить советские танки. Фото: naukatehnika.co

Гранитные надолбы, разбросанные по всей линии Маннергейма, должны призваны были остановить советские танки. Фото: naukatehnika.co

1940 год. "Линия Мажино": Франция в заложниках своей же стратегии

Самая известная и по размаху укреплений, и по затратам, и по поставленным стратегическим задачам оборонительная линия прошлого века – французская «линия Мажино». Париж принял решение о ее строительстве сразу после окончания... Первой мировой войны. Французские политики исходили из мысли о неизбежности попытки реванша Германии, потерпевшей тогда поражение. Проповедуя принцип «окопной войны», французы положили его и в концепцию своей военной стратегии, решив отгородиться от потенциального врага непроходимым препятствием. Возводили его целых 12 лет - с 1928 по 1936 годы.

Масштаб полученного комплекса сооружений впечатляет: общая длина сооружений составляла 1150 км. Начиналась цепь фортификационных сооружений на севере Франции около Дюнкера, а заканчивалась вблизи острова Корсика. Соединялись форты между собой подземными тоннелями длиной около 100 км (это больше чем длина линий парижского метро). Склады боеприпасов располагались под землей на глубине около 50 метров, а к огневым точкам снаряды доставлялись на лифтах.

Транспортная логистика, задействованная в подвозе грузов к укреплениям, растянулась на 900 км автомобильных и железнодорожных дорог. Всего было установлено 2500 бронебашен различного назначения. Кроме того, в состав оборонительной линии входили 118 больших фортов, 15 000 блокпостов и около 750 казематов. Для жизнедеятельности линии создали даже отдельную «крепостную армию» численностью около 225 тысяч человек.

Солидно? В этом были уверены и французские военные стратеги – называвшие «линию Мажино» неприступной. Во многом этим объясняется и нерешительность Парижа в начале Второй мировой войны.

Когда Гитлер атаковал Польшу, Франция сначала предприняла попытку ввязаться, введя войска в Саарскую область, но после капитуляции Польши вернула свои части за "линию Мажино" (так называемая «странная война», когда противники не предпринимали активных действий, лишь перемещали войска в зоне возможного боевого контакта), выбрав оборонительную тактику.

Немцы же, понимавшие мощь препятствия и неизбежное количество потерь при атаке, поступили по-другому. Обошли укрепления с севера через горы Арденн. Атаку с тыла "линия Мажино" не выдержала (продержавшись всего несколько часов), что в общем и неудивительно: при планировании никто и не просчитывал варианта круговой обороны.

Хозяйственные немцы взрывать захваченные укрепления не стали, использовали их для складов. После войны и сама Франция, потратившая на эту линию безумные деньги, от восстановления отказалась. Сейчас в некоторых уцелевших фортах работают лишь музеи.

«Линия Мажино» стала крупнейшим оборонительным сооружением в истории современных войн. Фото: wikipedia.org

«Линия Мажино» стала крупнейшим оборонительным сооружением в истории современных войн. Фото: wikipedia.org

1944-1945 годы. "Линия Зигфрида": война два раза проходила мимо

Пожалуй, из всех подобных оборонных конструкций «Западный вал» (как немцы сами называли «линию Зигфрида») смело можно считать самым большим «долгостроем».

Его начали возводить еще во времена Первой мировой войны, опасаясь наступления на Германию со стороны Голландии. Тогда это была полоса мелких бетонных сооружений, соединенных между собой обычными окопами.

Этим укреплениям так и не суждено было принять участия в боевых действиях, и так бы они и оставались заброшенными, если бы не новая инициатива уже Гитлера. Заняв демилитаризованную Рейнскую область, он объявляет о строительстве мощного укрепрайона на западной границе государства.

В проект включилась и пропагандистская машина. Говорилось – «Западный вал» строится исключительно в оборонительных целях, как противовес французской «линии Мажино». Мол, воевать с европейскими странами Германия не собирается, только защищаться.

По сравнению с французским конкурентом, «линия Зигфрида» была не столь протяженной, «всего» 630 км, но не менее хорошо укрепленной. Отличительная черта – наличие отдельной системы ПВО, прикрывавшей позиции в воздухе.

Все та же нацистская пропаганда как могла доказывала – «Западный вал» неприступен, а в бункерах ждут часа вступить в бой элитные части вермахта. На самом деле - нет, и стройка шла туго, и подразделений для отражения атак не хватало. Впрочем, сработало! В начале Второй мировой войны союзники так и не решились на активный штурм «линии Зигфрида» (все та же «странная война»), а затем и сами немцы пошли в наступление по всей Европе.

Нацистская пропаганда показывала: «Западный вал» защищают элитные подразделения. Фото: стоп-кадр германской кинохроники

Нацистская пропаганда показывала: «Западный вал» защищают элитные подразделения. Фото: стоп-кадр германской кинохроники

«Западный вал» вновь пришел в запустение. Все, что было - от пушек до солдатских кроватей - отправилось на фронт, позиции даже не охранялись.

Третий раз «линия Зигфрида» появилась в фронтовых сводках уже в 1944 году, после высадки союзнических войск в Нормандии. И, несмотря на проблемы с комплектацией кадрового состава (большей частью она защищалась ополченцами и солдатами предпенсионного возраста) и вооружением (Рейх воевал на «издохе» по всем фронтам), смогла замедлить наступательный темп противника. Считается, что из-за задержки при штурме «Западного вала» союзники не смогли раньше Красной армии взять Берлин. Кстати, в отличие от «линии Мажино» «линия Зигфрида» продержалась дольше, почти полгода, бои здесь шли с августа 1944 года по март 1945 года.

«Линию Зигфрида» союзники смогли преодолеть лишь в марте 1945 года. Фото: wikipedia.org

«Линию Зигфрида» союзники смогли преодолеть лишь в марте 1945 года. Фото: wikipedia.org

1973 год. "Линия Бар-Лева": водометы против песчаных стен

"Война Судного дня" на фоне нынешней атаки ХАМАС на Израиль вспоминается особенно часто. Неожиданное наступление египетских войск, с легкостью форсировав Суэцкий канал, вывело войска Садата прямехонько на оборонительную "линию Бар-Лева".

Комплекс оборонительных сооружений был возведен Израилем на восточном берегу Суэцкого канала достаточно быстро в 1968-1969 гг. после захвата Синайского полуострова в ходе "Шестидневной войны".

Концепция была такова: 160 километров границы связали единой песчаной стеной высотой в 20 метров. Очевидно – танк на такую не взберется, подорвать обычной взрывчаткой практически невозможно, «дармового» стройматериала вокруг хоть отбавляй, пустыня же! Сразу за ней оборудовали 22 форта и 35 опорных пунктов с небольшими гарнизонами солдат. Между собой они были связаны сложной системой окопов и траншей.

Ловушкой для наступающих египтян должен был стать и горящий Суэцкий канал. В случае попытки его форсирования из специальных резервуаров планировалось залить поверхность воды топливной смесью и поджечь ее.

По замыслу армейских стратегов, армия Садата должна была споткнуться на преодолении песчаной стены и увязнуть в перестрелках с гарнизонами фортов. Предполагалось, что на взятие «Бар-Лева» у противника уйдет не менее суток-двух, а за это время к месту боя подоспеет резерв из центра страны.

Все вышло не так. Еще до атаки египтяне обезвредили «огненную ловушку», незаметно зацементировав мини-каналы, ведущие от баков с горючим к «большой воде». Проблему песчаной стены решили с помощью мощных водометов, размыв проемы для проходов танков, а форты и опорные пункты атаковали стремительно и со всех сторон. «Линия Бар-Лева» была преодолена всего за несколько часов. За столь короткое время колонны поддержки из центра попросту не успели добраться к линии фронта.

Результат: стратегическая инициатива переходит к египетским войскам - и возникает прямая угроза Тель-Авиву. В 1973 году израильтяне приложили огромные усилия, чтобы восстановить равновесие, а "линия Бар-Лева" была разрушена и больше никогда не восстанавливалась.

Линия Бар-Лева» смогла выстоять всего несколько часов. Фото: wikipedia.org

Линия Бар-Лева» смогла выстоять всего несколько часов. Фото: wikipedia.org

Кстати

Называли в честь богов, министров и фельдмаршала

Есть у оборонительных линий прошлого одна общая черта: их всегда называли мужскими именами.

Фельдмаршал Карл Маннергейм начал строить оборонительную линию на границе. СССР еще в 1918 году. Фото: wikipedia.org

Фельдмаршал Карл Маннергейм начал строить оборонительную линию на границе. СССР еще в 1918 году. Фото: wikipedia.org

«Линии Маннергейма» дал имя главнокомандующий вооруженных сил Финляндии и бывший царский генерал Карл Маннергейм. Произошло это случайно. При показе укреплений журналистам один из них поинтересовался, как это называется. Сопровождавший группу пресс-офицер ответил: «Маннергейм приказал построить!» Так и прижилось.

Военный министр Франции Андре Мажино, воевавший (сержантом) на фронтах Первой мировой, строительство своей линии долго и упорно продвигал в правительстве. Из-за дороговизны дело шло со скрипом. Но Мажино настоял. Но вот окончательный вариант лично так и не увидел. Умер от тифа в 1931 году, не дожив до окончания строительства три года.

В «линии Зигфрида» отдельные ее участки назывались в честь древнегерманских богов от Вотана до Хагена, а Зигфрид – имя самого великого мифического воина - объединило все сооружения. Кстати, сами немцы всю эту смертоносную систему никогда так не называли, предпочитая именовать ее «Западный вал».

Израильская же «линия обороны Бар-Лева» получила имя начальника генштаба страны, инициировавшего ее строительство. Сразу после окончания процесса Хаим Бар-Лева стал министром торговли и промышленности, а заканчивал свою карьеру в Москве, в качестве посла Израиля.

Новости по теме: История Война защита