АО «Укрзалізниця» видит в возможности экспорта собственного металлолома абсолютно прозрачный рыночный механизм, позволяющий компании получить значительную сумму дополнительного дохода. Об этом СМИ сообщил глава правления общества Евгений Лященко.
«По нашим оценкам, только с начала года уже более 100 тыс. т металлолома из Украины продано на экспорт. Но кто его продает? В основном посредники. Я уверен, что в этом объеме есть и лом УЗ, приобретенный на Prozorro и проданный в Европу по ценам в 2-2,5 раза выше цен внутреннего рынка и без уплаты пошлины. И тут у нас вопрос: если мы хотим прозрачности, то, может быть, пусть крупнейший производитель, компания, которая на 100% принадлежит государству и которая хочет заключить прозрачные контракты с крупными европейскими компаниями без посредников, реализует свои предложения с пользой для государства?» – отметил Евгений Лященко.
Кроме того, для компании продажа металлолома – это не только дополнительные поступления, но и часть технологического процесса. То есть если "Укрзалізниця" не будет резать старые вагоны (а речь идет прежде всего о вагонах), то они будут забивать колеи, и это уже вопрос безопасности движения.
«Еще в апреле мы официально обратились к правительству с предложениями по корректировке порядка управления имуществом УЗ, согласно которым предлагаем разрешить продать часть металлолома крупным мировым производителям продукции ГМК по прямым двусторонним соглашениям без пошлины. Мы также представляли такие предложения в плане выхода на безубыточность в рамках доработки финансового плана. При его подготовке премьер-министр указал, что утверждение финплана-2023 с убытком невозможно. Правительство поручило нам разработать план выхода на безубыточность. Для этого требовалось найти реальные источники дополнительных доходов. Кстати, в мае мы подали изменения в финплан, у которых уже есть даже небольшая прибыль. В настоящее время УЗ безубыточна. Согласно нашему прогнозу, через девять месяцев будет прибыль», — конкретизировал Евгений Лященко.
По его словам, компания подала очередные изменения в финплан, в которых четко отмечено, что по итогам 2023 года выйдет на прибыль.
«От реализации металлолома на экспорт мы планировали получить в 2023 году 308 млн грн, а в 2024 году – 887 млн грн чистого финансового результата. Планируемый дополнительный доход в 2023 году мы уже точно недополучим, также оказываются под угрозой дополнительные поступления от экспорта металлолома в 2024 году», — сообщил глава "Укрзалізниці".
Комментируя обвинения в попытках вывести "Укрзалізницю" из-под действия закона о распоряжении государственным имуществом, Евгений Лященко назвал их по меньшей мере странными. «Реальная ситуация – с точностью до наоборот. В соответствии с Законом Украины «Об управлении объектами государственной собственности» через систему электронных торгов мы должны отчуждать имущество, которое принадлежит к основным фондам. Металлолом относится к запасам и не относится к основным фондам, поэтому не подпадает под ограничение Закона. Поэтому непонятно, каким образом наша инициатива блокирует действие закона о продаже имущества госкомпаний на Prozorro. Продажи, поскольку в законе № 2792-IX вообще речь не идет о металлоломе. Мы понимаем важность прозрачности этого процесса, поэтому даже попыток отказаться от продажи металлолома на украинском рынке через систему Prozorro никогда не было», — резюмировал он.