Свято-Преображенский кафедральный собор в Одессе пережил восемь императоров да и саму Российскую империю, был разрушен большевистскими варварами, но возрожден в независимой Украине. Точно так же переживет он и рашистских варваров и возродится краше прежнего. Российская ракета попала в этот в памятник архитектуры в ночь на 23 июля.
Разрушения колоссальные – ракета попала в центральный алтарь, из-за этого частично разрушено здание собора, перекрытия трех нижних этажей, сильно повреждено внутреннее убранство и иконы, - сообщили в Одесской епархии. Также вылетели все окна.
А ведь собор появился в городе еще в XVIII веке.
Так выглядел собор до того как в него попала вражеская ракета. Фото: Konstantin Brizhnichenko/commons.wikimedia.org
Собор был заложен в 1794 году, долго строился, пережил смену монарха (в 1796 году умерла императрица Екатерина II) и остановку строительства. Но назначенный в 1803 году градоначальник Одессы герцог де Ришелье, как сейчас говорят, «выбил» финансирование для продолжения возведения храма. Внук императрицы Александр I деньги дал. Правда, маловато – например, на создание нового иконостаса средств никак не хватало. Даже князь Иван Долгоруков, побывавший в Одессе в 1810 году, в своих воспоминаниях отметил:
«…Прекрасной архитектуры собор… он аналогичен базиликам Европы… Внутри церкви пол выстлан из черною мрамора: в центре разноцветные изразцы дают ему вид мозаического паркета. Приступки между колонн, по коим входят в храм, будут намощены лавой. Она уж выписана и заготовлена. Что может быть в новом вкусе того роскошнее? Жаль, что иконостаса нет хорошего: он писан на ширмах, затянутых холстом, наподобие полковых церквей. Утвари в соборе богатой нет, видно, что заботились о наружной красоте здания для города более, нежели о внутреннем благополучии дома Господня».
Не было в храме и колокольни – ее начали возводить только в 1825 году и закончили через 12 лет. Кроме колокольни, в храме постоянно что-то достраивалось и перестраивалось, из-за чего он стал архитектурно неединообразен. Но в начале ХХ века его капитально реконструировали, привели к единому стилю и украсили. Вместо черного мрамора на полу и на стенах засиял белый, храм стал словно больше, просторнее, благостнее. После этой реконструкции Свято-Преображенский собор назвали одним из крупнейших храмов империи – он мог вмещать до 9000 человек одновременно. Его размеры в плане составляли 90×45 метров, а высота колокольни достигала 72 метра.
Но даже такая красота и величие не спасли Свято-Преображенский собор от разрушения, устроенного советской властью в 1936 году. За четыре года до этого храм закрыли, как «не представляющий архитектурной ценности», а материальные ценности же из него предусмотрительно вывезли заранее в неизвестном направлении. В воспоминаниях Рудольфа Ципоркиса, знаменитого одесского краеведа, можно узнать о том, как готовились разрушать святыню.
«…Уничтожить собор, как и храм Христа Спасителя в Москве, было весьма трудно, ибо блоки, составлявшие стены собора, были скреплены раствором на яичном желтке и не поддавались расчленению. Чтобы взорвать огромное здание, было принято решение: взорвать колокольню с тем, чтобы она упала на собор и разрушила его. Расчет удался», - пишет одессит.
Инициатором сноса собора стал, по воспоминаниям писателя Валентина Катаева, советский красный командир Клим Ворошилов. Выступая в тогдашнем Доме офицеров (потом - кинотеатр "Одесса"), он увидел шпиль собора и заявил: «Надо расчистить это место». Непосредственно приказ о сносе дал другой красный командир - Иона Якир.
В сборнике научных статей «Воронцовский сборник» находятся воспоминания о том дне. Писатель Владимир Гридин так описывает мартовский день 1936 года: «По улице Толстого шла …(в направлении собора)… целая толпа - тихая и скромная … приближаясь к паперти, где уже было не протолкнуться, я сумел разглядеть, что же там было. Колокол. Огромный, выше меня. Казалось, он слегка звенел от напряженного стояния вокруг. От сбившейся толпы. Словно это было живое существо - поваленное и испускавшее дух… Я смотрел на колокол … который был слышен во всех уголках Одессы и даже у днестровского берега Беляевки. И который больше никогда не зазвонит… Впрочем, настоящие похороны собора были еще впереди - через несколько дней он взлетел на воздух… сотрясая всю округу страшным грохотом. Взлетел так, что на улице Толстого вылетели оконные стекла, хотя накануне их велели заклеить».
В 1999 году одесситы начали собирать деньги на восстановление храма. Довольно быстро было собрано больше 305 тысяч гривен (80 тысяч долларов по курсу того года) – они пошли на отливку нового колокола, и уже на Рождество в 2001 году одесситы услышали его голос. Через год, 6 января 2002-го, был заложен первый камень в стену верхнего храма собора, и ровно через год, на Рождество в 2003 году, прошла первая служба в верхнем храме собора - благодарственный молебен в честь завершения общестроительных работ по воссозданию храма.
В 2005 году строительство завершилось, храм был принят в эксплуатацию, тогда же было принято решение о возвращении праха четы Воронцовых в восстановленный собор (в 1936 году большевики просто выкинули останки Воронцовых из храма под забор, и только сами одесситы предали их земле на кладбище).
В 2008 году в соборе установили самый большой в Украине колокол, и это стало достойным завершением восстановления храма после его разрушения в 1936 году. На 24-метровую высоту колокольни подняли 14-тонный колокол, отлитый, к слову, на Воронежском колокололитейном заводе «Вера».
Июль 2023-го стал для Спасо-Преображенского собора в Одессе месяцем разрушений, но снова одесситы убирают и расчищают свой храм и готовы его восстанавливать своими руками.
Впрочем, есть надежда и на международную помощь. Так, Италия уже готова присоединиться к восстановлению поврежденных памятников архитектуры.
Это один из иконописных образов Богородицы, который считается чудотворным. Официальным местом нахождения иконы называется селение Касперовка, однако большее время года она проводила в Одессе, и в данное время образ этот находится в Свято-Успенском соборе города и является главной его святыней. Также Касперовская икона Божией Матери считается покровительницей флота, причем не только морского, но и воздушного. К счастью, в результате обстрела она не повреждена и находится у священнослужителей.
Происхождение иконы описано церковным историком Сергеем Петровским так: «В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к Православной вере. И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье. Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил… И вот недалеко от г. Херсона в небольшом селе Касперово (сейчас – Кизомыс в Херсонской области) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами»...