Маргарита Бовт создает удивительно талантливые работы с “ожившими” мультяшными котами. Кошки в образе царя, балерины, продавщицы мороженого, доставщика валерианы и другие - композиции обладательницы Golden George - “Оскара” в области авторских игрушек.
Куклы Маргариты не просто милые, а смешные. Мастерица признается: делает акцент на юмор - кукла должна вызывать эмоции. Процесс создания котиков для Маргариты - волшебство, а вдохновение находит повсюду.
Все работы художницы - уникальны. Все детали композиции (кроме металла и стекла) создаются с нуля. О своих котиках, их миссии во время и после войны, а также о мечтах заняться мультипликацией Маргарита рассказала KP.UA.
- Маргарита, как вы пришли к таким потешным котам?
- Я живу в Киеве около 10 лет. Училась в университете им. Винниченко в Кропивницком. К созданию кукол моя специальность не имеет никакого отношения - на создание кукол меня вдохновила подруга.
Начиналось все с обычных кукол - Тильд. Это довольно примитивная кукла - глазки, два хвостика... Были у Тильды котики и другие животные. Я быстро потеряла интерес к такой кукле: она слишком простая. После начала экспериментировать с текстилем.
Да и у техники при создании Тильд есть ограничения - конкретная ткань и правила, которых мастер должен придерживаться. Ну а я - бунтарь и революционер, мне было интересно сделать что-то свое.
Сперва за основу были взяты выкройки Тильды, но потом от нее не осталось ничего: я начала экспериментировать с выкройками. Думала: а почему я сама не могу сделать эту выкройку? Это же элементарно! Так все и началось.
Со временем мои работы начали превращаться в текстильную скульптуру. У моих котов стали появляться жировые складочки и другие особенности. Так появились котики, и постепенно они стали именно такими, какими их видите вы.
Довольно скоро мне стало не интересно изготавливать просто котов. Когда я начала принимать участие в таких выставках, как “Модна лялька”, сделала для себя открытие - увидела кукольный мир в его наилучшем проявлении. Узнала, что есть мастера, которые создают не только куклу, а целую историю для кукол.
Я посмотрела и подумала, что тоже так хочу и могу! Потом у меня начали появляться идеи, истории. Например, кот-король или кошка Зина, которая приторговывает жареными мышами... Это была самая первая сложная работа.
- Вы придумываете идеи для своих работ самостоятельно? Есть ли у ваших героев прототипы?
- Идеи и истории придумываю сама. А прототипами могут стать реальные люди или герои фильмов.
Я люблю очень старое кино. Могу увидеть мимолетный персонаж, например, кто-то купил мороженое у торговой точки - запомнить этот образ и потом воплотить в своей композиции. Такие сценки меня вдохновляют. Это может быть кадр, показанный вскользь, но он остается в сознании, и я его начинаю обыгрывать.
Бывает так, что я ложусь спать, а у меня просто мысли роятся. Вокруг тишина, нужно отдыхать, а я лежу и фантазирую. Иногда смеюсь и хихикаю: придумала образ.
Идеи могут появляться где угодно и как угодно. Вышла на улицу - какая-то бабушка тянет за собой тачку или огромные сумки - и образ уже готов!
- Когда вы видите уже готовую работу, она получается такой, как вы задумывали?
- В большинстве случаев все выходит так, как я себе представляла. Но в процессе могут появляться детали, которые не были запланированы изначально - они создают комедийную атмосферу.
Вообще я маньяк деталей. На первый взгляд, их можно не заметить. Но когда внимательно вглядываешься в композицию, видишь то, на что не обратил внимания сразу. Например, кошка “Дама с Амстердама” едет на велосипеде, спереди корзинка с цветами. Но если присмотреться, среди цветов сидит маленькая мышка.
Или у меня есть композиция “Продам собаку”. К будке и миске тянется паутина. Эта деталь привносит свои нюансы в композицию. Благодаря паутинке можно увидеть, насколько кот запустил свой двор: ему все равно на порядок и остальное. Кот очень устал от своей собаки и хочет ее поскорее продать. Такие детали делают образы законченными и придают композиции шарм.
- И как давно вы создаете такие игрушки?
- Куклами я начала заниматься с 2011 года. А вот модификация котов - это уже где-то 2014-15-й год. С тех пор основными персонажами моих композиций стали коты.
- А почему вы решили остановиться именно на котиках?
- Когда началась эволюция моих произведений, сначала был один кот, потом другой - мне понравилось. Никакого глобального замысла у меня не было. Это даже не я пришла к котам, а они ко мне. Мне понравилось с ними работать.
В периоды творческих застоев были мысли перейти на куклы. Но мастера, с которыми я общалась на выставке, говорили: даже не думай! Работай с котами! Кукол делают все, а коты - это что-то уникальное.
Я подумала и решила, что лучше буду совершенствовать свои композиции, а не создавать то, что уже делают другие.
- Есть ли у вас дома кот, который вас вдохновляет творить?
- В Киеве у меня, к сожалению, пока нет кота. Но надеюсь, что он появится. А вот там, где живут мои родители, коты присутствуют постоянно - они меня вдохновляют. Как только я вижу какого-то кота на улице, сразу подхожу его погладить, делаю комплименты, сюсюкаю с ним.
Коты как пластилин - из них можно лепить что угодно. Они настолько разные и интересные! Это постоянный источник вдохновения! Сейчас оно к тебе ластится, а через несколько минут оно - уже страшнючий дракон, который готов тебя разодрать.
То оно на тебя обиделось, отвернулось и даже заплакало. У меня такое было с родительским котиком. Он живет в доме, на улицу не выходит, потому что остался с тремя лапками. Кот очень на нас обиделся из-за того, что на его территорию впустили другую кошку. Настолько расстроился, что даже расплакался. У него прямо были слезы - для меня это был шок. У котов тоже есть эмоции, которые мы можем не замечать.
Почти в каждой моей композиции есть глубокий смысл. Например, работа “Кот в доме царь”. Там кот-король сидит на троне, и у него в лапках маленькая деталь - марионетка в виде человека. Она о том, что как бы мы ни хотели подчинить себе этих строптивых животных, все равно мы - марионетки в их лапках.
Мы приходим домой и делаем то, что нужно коту. Убираем его горшочек, кормим, гладим. По сути, мы скорее приходим в гости к коту, чем к себе домой.
- А изменились ли как-то ваши работы после начала полномасштабного вторжения?
- Пока что ничего не изменилось. Цель моих котов - создавать хорошее настроение. Я понимаю, что сейчас у нас в стране происходят трагичные вещи. Но мне очень хотелось, чтобы человек, глядя на мои работы, улыбнулся.
Миссия моих котов - создавать хорошее настроение, чтобы люди чувствовали себя живыми. Живыми благодаря хорошему настроению, а не из-за боли или страдания.
- Есть ли сейчас проблемы с тем, чтобы найти материалы?
- В Киеве нет глобальных проблем с материалами, но есть некоторые нюансы. Например, металлические детали, которые могут быть нужны, - их найти сложнее.
Как-то я создавала композицию, мне требовались ножки, и я нигде не могла их найти. Мне пришлось самой создавать недостающие детали. Это - имитация металла. Как говорится, голь на выдумку хитра.
У художников есть такой момент - когда тебе чего-то не хватает, ты пытаешься сделать это самостоятельно. Я не могу создать металл или стекло, это уже совершенно другие процессы, однако можно сделать имитацию металла и стекла.
Также, когда ты создаешь историческую композицию, ты окунаешься в этот мир. Задумываешься о том, какая тогда была мебель, какой транспорт, одежда, посуда, быт в том или ином времени.
- Конечно, много кому захочется иметь дома такого забавного кота да еще с историей. Продаете работы? И что почем?
- Да, конечно, работы продаются. Но цены вообще разные: все зависит от сложности композиции. Диапазон цен - от 2000 грн до 20 000 грн. У меня есть еще такие детали, как подсветка - с ней мне помогает другой мастер.
Есть люди, по которым не скажешь, что они купят работу за большую сумму, а они покупают. Или наоборот - человек явно состоятелен, но ему не интересно искусство.
У меня есть клиентка, сейчас уже моя подруга-коллекционер, купила у меня не менее пяти моих работ. А может, даже больше.
- Наверняка же такую красоту не могли не оценить и другие кукольщики. Вы же принимаете участие в конкурсах, выставках?
- Я принимала участие в разнообразных выставках и конкурсах за рубежом - и в Нидерландах, и в Германии, и в Грузии. На одной из выставок в Германии мой котик получил награду Golden George. В мире кукол это “Оскар”, и у одного моего котика уже есть такой “Оскар”, у другого - номинация на Golden George.
Так что мои коты уже живут и за границей. В Германии, Арабских Эмиратах, Турции, Голландии, США и других странах. Одна работа даже есть на острове Тенерифе в Испании. Мои коты путешествуют больше, чем я.
К сожалению, сейчас нет таких масштабных выставок вроде “Модна лялька”. Война приносит убытки, хотя потихоньку люди возвращаются в это русло.
- Есть ли среди ваших работ какая-то самая-самая любимая?
- Тяжело сказать: они для меня все, как дети. Но, наверное, самые сложные работы - любимые. В них я вкладываю больше времени и души. Они для меня - ступеньки к профессионализму и творческому росту. Сложная работа - это как вызов для самой себя. Как я такого не сделаю? Сделаю! Например, сложную фигурную мебель или крошечные детали, которые нужно создавать под микроскопом. “Кицька на вершині Всесвіту” была непростой.
- Сколько времени отняла эта работа?
- Все зависит от скорости просыхания материала. На эту работу ушел месяц-полтора. Если бы оно быстрее просыхало, можно было бы делать работы быстрее.
- Может, с вашими котиками были связаны какие-то необычные истории?
- Вспоминается, когда мы ехали в первый раз на выставку. На границе спросили: что это вы везете в таких больших коробках? Польские пограничники брали их в руки - и у меня замирало дыхание: работы такие хрупкие! Как можно с ними так грубо? Чуть до скандала не дошло. Но я держала себя в руках. Для меня эти котики как дети, я с них пылинки сдувала, а тут такое отношение... Брали в руки, мяли в руках…
- Надеюсь, ничего не повредили.
- Слава Богу, обошлось.
- А как реагируют люди, когда впервые видят ваши работы?
- Первое - это смех, а иногда даже хохот. Моментально поднимается настроение. Многие говорят: "О! Да это же я! А это наш папа!"
Или две подруги: "О! Так это ж мы с тобой! Ха-ха!" Каждый человек видит что-то свое - и мне это нравится: значит, я угадала.
Для меня самая большая награда, когда люди видят себя, когда они радуются, глядя на мои работы. Значит, миссия моих котов достигнута.
- Как планируете развивать дальше ваш котомир? Есть ли у вас какая-то мечта?
- У нас у всех одна общая мечта, чтобы скорее закончилась эта война и можно было легко воплощать без ограничений свои идеи. Я имею в виду моральные ограничения: сейчас не этично шутить и создавать какие-то такие композиции, чтоб люди искренне могли посмеяться. Также у меня в мечтах - создавать мультфильмы.
- Вот я и смотрю, ваши работы как будто кадры из какого-то смешного мультфильма.
- Да. А еще у меня мечта найти свою команду. Если я углублюсь в мультипликацию, то можно будет поставить крест на котах. Поэтому я хочу найти команду, которая бы мне помогла. Пока в моей жизни таких людей нет, но надеюсь, появятся те, с кем бы я могла создавать такие проекты.
У меня придуманы сумасшедшие истории, которые я хотела бы воплотить. Где-то это комедия, где-то трагикомедия. Такие мечты у меня есть.
А еще дети. Детей пока нет, но пора уже задуматься над этим вопросом: нужно кому-то передавать мастерство и таланты.