Премьер-министры Великобритании и Нидерландов по итогам встречи на саммите Совета Европы 16 мая в Рейкьявике договорились способствовать созданию международной коалиции по усилению противовоздушной обороны Украины.
Риши Сунак и Марк Рютте реили, что "будут работать над созданием международной коалиции для предоставления Украине боевых воздушных сил и средств, оказывая поддержку во всем – от обучения до приобретения истребителей F-16". В США также заявили, что не будут выступать против этого шага. Итак, что даст Украине поставка этих самолетов.
F16 - это многоцелевой самолет, который дает возможность наносить удары как по воздушным целям, так и по наземным. Он надежен, развивает большую скорость, высоту способен набирать вертикально.
Основное преимущество истребителей – они несут до 10,5 т полезной нагрузки и могут поражать цели как на море, так и на земле. Одна эскадрилья F16 (36 единиц) может нанести ударов больше, чем 100 HIMARS. Ожидается, что Украина получит три эскадрильи.
Самолет F16 все еще остается основой воздушных сил многих стран мира.
F-16 прошел несколько модернизаций. На сегодняшний день существует 10 только его основных видов, а еще большое количество локализованных версий. Он и сейчас имеет преимущество над российскими самолетами.
Характеристики F-16
F-16 – простой в обслуживании, самолетов такого типа немало в США и Европе. То есть у ВСУ не будет проблем с обслуживанием и восстановлением техники. Важным ограничением этого самолета является относительно небольшая дальность полетов. Истребитель F-16 может наносить удары по наземным целям разными типами оружия, а также стать частью противовоздушной обороны Украины. Стоимость одного самолета в зависимости от модификации составляет 43 - 55 млн долларов.
Сейчас на вооружении Воздушных сил ВСУ есть самолет близкий по классу F-16 – МиГ-29. Но они проигрывают в электронике и системах управления. F-16 также существенно лучше МиГ-29 с точки зрения вооружения.
Он легок и дешев в обслуживании. Особенно если сравнивать его с самым мощным самолетом США - F-15E Strike Eagle. Например, стоимость одного летного часа современных версий F-16 и F15E составляет соответственно 8000-15 000 и 27 000 долларов. Объясняется это достаточно просто. Истребитель F-16 имеет более простую "начинку" и всего лишь один двигатель, ведь его изначально конструировали не только для воздушных сил США, но и для разных американских союзников. При этом F-16 может выполнять практически все задачи в воздухе: от воздушных боев до высокоточной бомбардировки.
В зависимости от вооружения и оборудования F-16 может выполнять роли сразу четырех типов самолетов.
Во-первых, это Нидерланды, ВВС которых уже получили большую часть заказанных F-35. Та же ситуация в Бельгии, где на замену F-16 приходят F-35. Также безболезненно расстаться с некоторым количеством F-16 может Дания (они находятся на хранении и не эксплуатируются. – Ред.).
Есть эти самолеты еще у Греции, Турции и Норвегии. Но эти страны вряд ли отдадут свои истребители Украине. Тоже можно сказать о Румынии, Словакии и Болгарии.
Наверное, Польша может передать какое-то количество своих F-16, хотя F-35 для Польши еще не поставлены. В любом случае, получать F-16 Украина может и из Европы, и из США. Их много, для них есть огромный спектр вооружений и дополнительного оборудования.
Это не будут новые самолеты, но и не самые современные истребители западного производства будут серьезной силой, способной резко изменить ход войны. Особенно, если в комплект вооружения войдут крылатые ракеты.
Главнокомандующий Вооруженных сил Украины Валерий Залужный отметил, что украинским защитникам нужны западные самолеты-истребители F-16.
И полученных МиГ-29 – недостаточно. Западные самолеты серии F прошли несколько этапов модернизации - они оснащены новой радиолокационной станцией и высокоточным вооружением. А на старые МиГ-29 (уже полученные нашими военными в качестве помощи от союзников) нельзя ставить современные ракеты, утверждает спикер ВС ВСУ Юрий Игнат.
По его словам, советский истребитель МиГ-29 не способен противостоять российскому Су-30, поэтому Вооруженным силам Украины и нужны западные F-16.
- МиГ-29 остался в четвертом поколении, в 70-80 годах (прошлого века. - Ред.). А западные самолеты серии F, к примеру F-16, проходили несколько этапов глубокой модернизации, - объяснил представитель ВСУ.