Страсти бушуют вокруг медицинской электронной системы Helsi. Пользователи соцсетей в очередной раз обнаружили, что врачи могут вносить в нее ложную информацию. Чаще всего – записи о приемах, которых на самом деле не было, и получать за это деньги.
Правда ли это, а если да, то кому это может быть выгодно? KP.UA искала ответы на самые острые вопросы.
Шумиха поднялась после сообщения в Фейсбуке бывшей пресс-секретаря Киевского метрополитена Наталии Макогон, которая увидела в своем личном кабинете и в кабинете своего мужа в Helsi записи о консультациях и посещении врачей, к которым супруги не ходили и не собирались. Из комментариев к посту выяснилось, что такие же истории происходят с другими украинцами, зарегистрированными в Helsi.
Да не нужно далеко ходить. Автор этого материала пересмотрела свой кабинет и также обнаружила, что в марте 2021 года была на приеме у молодого хирурга из поликлиники Оболонского района Киева. На самом деле к врачу такого профиля автор никогда не обращалась и до сих пор в этом не нуждалась.
Это электронная медицинская система, предназначенная для удобства ведения медицинской документации в информационных системах больниц, поиска врачей пациентами и записи на прием.
Helsi запустили в 2016 году, онлайн-запись на прием заработала в 2017-м. Зарегистрированные в системе медучреждения платят от $10 за одного активного врача-пользователя. Для пациентов пользование системой бесплатно.
С апреля этого года Helsi запустила приложение платных услуг – за 200 гривен пациент в течение 15 минут может получить онлайн-консультацию о состоянии здоровья и направление к узкому специалисту.
Сейчас в системе зарегистрировано 24 304 070 пациентов, 37 134 врачей, 1312 клиник.
Helsi не государственная программа. С августа прошлого года она принадлежит компании "Киевстар".
– Регистрация в Helsi как для медучреждений, так и для пациентов чисто добровольная. Это самая большая в Украине информационная медицинская система, однако, кроме нее, работают еще около тридцати подобных систем, - говорит президент Всеукраинского Совета по защите прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк.
Записаться к врачу, кроме Helsi и других электронных приложений, можно и в регистратуре поликлиники или по телефону регистратуры. Преимущество электронной записи в том, что вы видите расписание приемов врача на неделю и среди свободных часов выбираете для себя удобные.
Каждый зарегистрированный в Helsi пациент имеет личный кабинет, где отображается посещение врачей, направление и назначение. Как видим, и фейковые тоже.
В Helsi признают, что проблема существует, но подчеркивают, что прозрачность системы позволяет ее обнаруживать.
- Часто после проверки с технической поддержкой или семейным врачом выясняется, что большинство "некорректных" записей - это приемы, во время которых была проведена вакцинация", - говорится в пресс-релизе компании. (Данные о вакцинации должна вносить медсестра, но отчасти это поручают свободному врачу, из-за чего происходит недоразумение – Ред.)
Если визит действительно ошибочный, в Helsi советуют обращаться в службу поддержки системы или лично к врачу или у руководству медучреждения, адрес которого отображен в карточке приема.
- Исключительно вы и врач имеете доступ к вашим данным – это гарантирует их конфиденциальность, - подчеркивают в Helsi.
– Это так, – подтвердил семейный врач из Киева Александр Криволюк. – Система не позволяет заходить в кабинеты других врачей, чтобы как-то воспользоваться персональными данными чужих пациентов. Но если посторонний человек знает номер телефона моего пациента, он может войти в систему и записаться на прием под его именем.
Собственно ничего. Заработок в первичном звене медицинской системы, то есть семейных врачей, зависит от количества заключенных с пациентами деклараций.
- Фейковые декларации заключить невозможно, потому что на это должно быть согласие пациентов. А что касается приемов, то мне все равно, сколько я их проведу, на зарплате это не скажется, - разъясняет Александр Криволюк. – Другое дело, что мы можем вызвать на приемы людей, которые по возрасту или состоянию здоровья должны проходить регулярные обследования, но этим пренебрегают. Если пациент пропустил или проигнорировал такой вызов, он все равно будет отображаться в системе.
Неофициально в первичном звене говорят, что фейковые приемы врачи могут записывать, чтобы высвободить кусок рабочего времени для решения личных проблем. Но это не регулярная практика.
От количества приемов зависит прибыль вторичного звена – хирургов, урологов, окулистов, работающих в поликлиниках.
– Но только только в том случае, когда есть направление семейного врача и оно зарегистрировано в Helsi, – подчеркивает Виктор Сердюк. – Теоретически может быть так, что хирург или уролог, у которого мало пациентов, просит знакомого терапевта выписать ему несколько направлений без ведома пациентов. Но особой выгоды я в этом не вижу. Деньги находятся в заведении, допустим, 1000 гривен, а специалисту достанутся 150-200, еще и терапевта он должен отблагодарить.
Не исключен вариант, что к фейковым приемам могут прибегать врачи, над которыми нависла угроза увольнения из-за малого количества пациентов.
В комментариях пользователи соцсетей возмущаются, что врачи или клиники, практикующие фейковых пациентов, охотятся на бюджетные средства.
- Да, это нарушение – административное нарушение. Но не там мы ищем коррупционеров. По сравнению с разворовывающимися миллионами здесь жалкие копейки. Я вообще считаю, что пузыри, которые развели вокруг мелочей, имеют лишь одну цель – отвлечь внимание от реальных коррупционных проблем в медицине, - заключает Виктор Сердюк.
На последней встрече с журналистами Виктор Ляшко заявил, что в министерстве знают о приемах, которых де-факто не было, и уже начали реагировать.
По словам министра, недавно было принято постановление Минздрава, позволяющее мониторить Национальную службу здоровья Украины. Визиты пациентов к врачам будут отправляться в специальную базу. Если на одного пациента будет слишком много посещений и процедур, появится "красный сигнал", и специальная бригада займется расследованием.
Также министр отметил, что планируется запустить смс-информирование пациентов о каждом посещении врача, где будет указана сумма, которую покрыло государство. Однако в условиях войны вводить такую услугу слишком дорого.