Группа волонтеров из Ивано-Франковской области создала наземный беспилотник «Призрак», оснащенный колесами от фэтбайка, камерой ночного видения и дистанционным управлением с помощью пульта.
Этот беспилотник способен перевозить на себе груз весом до 250 кг по любой поверхности. А идея его создания у волонтеров возникла в гараже, во время работы над очередным автомобилем для фронта.
Владимир Муссур – волонтер. Он уже полгода переделывает автомобили под нужды фронта. Его профиль – оснащение автомобилей камерами, позволяющими видеть ночью. И ими он уже переоснастил более двух тысяч автомобилей.
– У нас команда волонтеров, где каждый имеет свою работу. Приобретается машина за границей и полностью настраивается под боевые действия в наших гаражах. Я отвечаю за камеру ночного видения, – рассказывает Владимир Муссур.
И вот работая над очередной машиной для фронта, волонтеры задались правильным вопросом – почему для воды и воздуха дрон есть, а для суши нет?
– Сидим мы в гараже. Нас – 6 человек. И стоит машина. Кто-то докручивает ходовую, кто-то другое что-то делает. И кум меня спрашивает: расскажи, что там нового, потому что у меня нет времени новости смотреть. Это как раз был ноябрь, когда морской дрон заехал в Севастополь в бухту и там взорвал российский флагман, последовавший после «Москвы» по курсу.... И мы так сидим и говорим: морской дрон есть, воздушный дрон есть, а почему нет такого, что может ехать по земле и выполнять такие же функции? Начинить его взрывчаткой и отправить куда нужно. Поэтому решили сделать, – продолжает волонтер.
– Что это должно быть? Может везде проходить, легкое и относительно дешевое. Как сделать? На основе машины… Сидели мы, думали… Нет – давайте на основе фэтбайка, это велосипед на толстых колесах. А я сижу и уже думаю, как электронику объединить и что к чему. Я же свадебный оператор, на квадрокоптерах летал, понятие имею. Решил использовать пульт с коптера, объединить все это электроникой. Сбросились своими средствами и начали все это заказывать: мотор, колеса, контроллеры, аппаратуру управления. И изо дня в день с кумом это собирали, - рассказывает Владимир Муссур.
Есть четыре варианта его назначения.
С этим все просто и понятно.
- Начинили взрывчаткой, послали к оркам, бах - и все, - говорит волонтер.
У военных «на нуле» есть потребность в механизмах по доставке грузов, потому что машины там не имеют актуальности.
– У меня много друзей военных. Идут они на передок. А туда надо идти, потому что машиной не поедешь. Очень страшные обстрелы. Боятся, потому что машину взорвать очень легко. Поэтому они ходят. Что берут с собой? Бронежилет, амуниция, боеприпасы, вода. И бывает даже такое, что еду с собой уже не берут, потому что нет сил. Потому что нужно идти 2-3 километра, руки уже отваливаются, – говорит Владимир Муссур. - А так что? Нагрузил велодром – и пошел на передок. В 50 метрах от тебя он едет – и все хорошо. Если растяжка или мина - дрон взорвется, а люди останутся. Плюс? Плюс.
Именно под такую задачу волонтеры уже разрабатывают вторую версию «Призрака». Потому что первая уже поехала на Запорожское направление.
– Видеонаблюдения на нем не будет, потому что не нужно. В чем проблема эвакуации раненых? Это четыре человека должны погрузить одного на носилки и нести. Если сбросили ВОГ или взрывчатку какую-то сбоку – сразу пять «трехсотых». То есть раненых – тот, кого несли, и еще четверо носильщиков. А так погрузили, отошли на безопасное место и эвакуируют. И не несут, и легче, и спокойнее, – объясняет волонтер.
"Призрак", как и все классические дроны, может заниматься еще и разведкой.
- Нужно разведать, что в том, например, лесу. Там же могут быть живые люди или кто его знает что. Так пустили дрон, он поехал и разведал. Если там что-нибудь есть, ну уничтожат его. Но люди будут целы, – отмечает волонтер.
Кроме этого, «Призрак» может быть полезен при прохождении минного поля.
– Кто знает, где там мины? А так поставил спереди два миноискателя на него и на расстоянии 500 метров управляешь сбоку. Идешь, сканируешь, смотришь. Запикало? Остановился, значит, что-то там есть, – говорит волонтер.
– По цене вышел он в 100 тысяч гривен. Это если закупка деталей через магазин. Конечно, если наладить мощное производство, то будет дешевле, - говорит Владимир Муссур.
Сразу возникает вопрос: можно ли наладить массовое производство? Ведь это снизит стоимость одного отдельно взятого дрона.
- Не знаю. Но я думаю, что нужен, прежде всего, заказ. Потому что волонтерам 100 тысяч заказывать… это как-то неправильно, я считаю. Требуется заказ от государства. Чтобы государство увидело, что есть такая штука, что она может выполнять определенные задачи. Значит, подписывается контракт с заводами, производящими рамы. Затем ищется логистика, чтобы завезти мотор, колеса и электронику из Китая, чтобы было подешевле. И, конечно, испытание, – объясняет волонтер.