Ученые объяснили, почему не могут обнаружить жизнь на Марсе

Фото: НАСА/JPL-Caltech/MSSS

Ученые считают, что роботы, которые сейчас исследуют Марс, возможно, не способны обнаружить потенциальные следы жизни. Об этом сообщает Space.com.

Орбитальные аппараты Viking, которые NASA отправило на Марс почти полвека назад, обнаружили, что на поверхности Красной планеты в начале ее истории, то есть 3-4 млрд лет назад, была жидкая вода. Более поздние миссии подтвердили эти выводы и даже предположили, что там могли когда-то жить какие-то организмы, и, возможно, живут до сих пор, поскольку практически всюду, где есть вода, есть и жизнь.

Однако аппараты миссии NASA не обнаружили в марсианском грунте никаких 100%-ных признаков природных органических химических веществ. И даже самые современные высокотехнологичные инструменты марсоходов NASA Curiosity и Perseverance нашли лишь следы обычных органических молекул в старых марсианских озерах и дельтах рек. А ученые считают, что эти соединения не являются убедительными доказательствами жизни, ведь они могли появиться в результате геологических процессов.

Поэтому сейчас сложно окончательно решить, охота на жизнь на Марсе не удается из-за того, что ее не было в принципе, или из-за того, что отправленные туда аппараты просто не могут ее обнаружить. Поэтому ученые попытались проверить вторую теорию.

Исследователи проанализировали образцы с Красного камня – остатков дельты реки в чилийской пустыне Атакама, одной из старейших и сухих пустынь на Земле. Эти отложения формировались в очень засушливых условиях примерно 100-160 млн. лет назад и напоминают марсианский кратер Езеро, по которому сейчас "гуляет" Perseverance.

Самые современные лабораторные методы помогли ученым выявить смесь биохимических веществ как вымерших, так и живых микроорганизмов. Около половины последовательностей ДНК, обнаруженных в этом регионе, можно отнести к так называемому "темному микробиому", то есть микробам, которые исследователи еще не описали должным образом. Однако тестовые версии инструментов, которые сейчас находятся на Марсе или планируются для использования в будущих миссиях, с трудом смогли обнаружить органические признаки жизни в образцах с Красного камня.

Эти выводы свидетельствуют о том, что марсианским зондам будет трудно, а может, и вообще невозможно обнаружить органическое вещество такого низкого уровня, если микробная жизнь существовала на Красной планете несколько миллиардов лет назад.