Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Вывозить или защищать: какие риски от предложений Польши и Молдовы по культурным ценностям

Вывозить или защищать: какие риски от предложений Польши и Молдовы по культурным ценностям
Фото: Немеш Янош / УНИАН

В начале нового года три соседних страны объявили, что хотят помочь Украине защитить от войны ее культурные ценности. В эфире" Польского радио" министр культуры и национального наследия Польши Ярослав Селлин заявил, что в библиотеках, архивах и музеях уже подготовлены склады для передвижных украинских коллекций.

Желание приютить у себя наши духовные драгоценности выразил министр культуры Молдовы Сергей Продан в телефонном разговоре со своим коллегой Александром Ткаченко. Болгария же решила направить в Украину комиссию, которая поможет оценить нанесенные разрушения и также поднимет вопрос о защите культурного наследия.

О том, следует ли вывозить за границу культурные ценности, дискутируют с начала войны. Прецеденты есть, но массово кампания не проводится, потому что, кроме, собственно, защиты, могут быть риски.

Россия может попасть куда угодно

В конце ноября прошлого года первая леди Елена Зеленская назвала цифру 500 – именно столько музеев, исторических построек и храмов уничтожили или повредили россияне за месяцы войны. Для построек, к сожалению, нет убежища от бомб. А вот для того, что у них хранится, можно найти.

Однако пока культурные ценности, и это отметил министр культуры Польши Ярослав Селлин, Украина перемещает на своей территории. К примеру, коллекции из музеев в Донецкой области давно перекочевали в западные регионы. Однако ни одну область Украины нельзя считать безопасной, отмечает председатель Всеукраинской ассоциации музеев Сергей Кролевец.

Сергей Кролевец. Фото: Владимир Гонтарь/УНИАН

Сергей Кролевец. Фото: Владимир Гонтарь/УНИАН

– Я уверен, что предложением дружественных стран нужно воспользоваться. Война не закончилась, враг способен попасть своими ракетами в любой уголок Украины. Мы видим, что в последний раз россияне стреляли не по инфраструктуре – по центру Киева, по жилым кварталам. Мы не можем исключать, что последние две ракеты они выпустят по Святой Софии и Лавре. Путин ясно назвал причину этой войны – денацификация. Это лишение нас национальной идентичности, присвоение нашей исторической памяти.

В качестве примера Сергей Кролевец приводит последнюю выставку в Британии, посвященную Скифии.

– Украинские музеи уже не участвуют в мощном пуле по этой теме. На выставке были экспонаты, которые в свое время увезли с территории Украины. Русские присвоили себе скифов и представляют их как сибирское племя. Так они хотят присвоить все.

Музейщик считает, что тему хранения культурных ценностей за границей нужно развивать и налаживать сотрудничество с теми, кто хочет помочь.

– Если соблюдать требования действующего законодательства, в том числе, международного, и оформить все должным образом, я не вижу никаких рисков. Здание любого музея в Украине сейчас не является надежным убежищем, - говорит Сергей Кролевец.

Музей Ханенко в Киеве после рашистских обстрелов. Фото: facebook.com/khanenkomuseum

Музей Ханенко в Киеве после рашистских обстрелов. Фото: facebook.com/khanenkomuseum

Некоторые экспонаты могут признать своим наследием

Существует также другая точка зрения. Музеевед, главный редактор журнала "Музеи Украины" Виктор Тригуб обращает внимание на особенности стран, которые предложили помощь.

Виктор Тригуб. Фото: ru.wikipedia.org

Виктор Тригуб. Фото: ru.wikipedia.org

– Есть риск, что из Польши мы не все сможем вернуть. В Польше принято много законов по розыску утраченных ценностей и реституций. В тамошней художественной среде достаточно мощное радикальное движение, а между Украиной и Польшей, несмотря на тесное сотрудничество и помощь, существуют большие разногласия во взглядах на исторические события. Некоторые экспонаты из музеев Львова, Тернополя поляки могут признать своим наследием, если они будут связаны с эпохой Речи Посполитой и католичеством, - отмечает эксперт.

Что касается Молдовы, то Виктор Тригуб обращает внимание на политическую нестабильность.

- Могут активизироваться действия в Приднестровье, может произойти государственный переворот. Если к власти придет очередной Додон (третий президент Молдовы, поборник стратегического партнерства с Россией. – Авт.), соглашения могут быть нивелированы или наше достояние просто разграблено. Я считаю, что нужно искать помощи в более стабильных странах, где гарантированно не произойдет неожиданностей.

Виктор Тригуб выдвигает версию, что Польша, Молдова, а также Болгария активизировались именно сейчас, потому что получили гранты от международных гуманитарных фондов в помощь Украине, однако официально ничего не известно.

- Еще нужно учесть человеческий фактор. Перемещение культурных ценностей – это не просто трудоемкая, бюрократически усложненная процедура. Это соблазн "потерять по дороге", то есть присвоить, риск, что оригиналы будут подменены копиями. Такие истории известны.

Такие предложения были с начала войны

Между тем часть наших культурных ценностей уже находится за рубежом. В Базельском художественном музее (Швейцария) представлено 49 картин, привезенных из Киева. Выставка продлится до конца апреля, однако не факт, что произведения сразу вернутся. Их могут оставить на хранение.

Максим Левада. Фото: facebook.com/maxim.levada

Максим Левада. Фото: facebook.com/maxim.levada

В Польшу вывезены и экспонируются в Познани картины Яцека Мальчевского из львовской коллекции.

В Дании хранятся 106 экспонатов тысячелетней давности, найденных на Черниговщине. Выставку под названием “Русь. Викинги на востоке" в городе Орхус открыл в январе прошлого года Черниговский областной исторический музей. В начале войны его филиал пострадал от бомбардировок.

Да и скифские драгоценности, отвоеванные Украиной в судах с Россией, тоже, вероятно, останутся в Амстердаме до победы.

– Предложения взять наши культурные ценности на хранение поступили не сейчас, они звучали с самого начала войны, я это точно знаю, – отмечает археолог Максим Левада. – Причем речь шла о бесплатном хранении, хотя на самом деле это процесс. Надо обеспечить условия, климат-контроль, охрану. Представители музея должны время от времени приезжать и осматривать коллекцию. Я лично не вижу никаких проблем и рисков. Мы вывозили выставки за границу и возвращали их.

Но тогда был пусть не стойкий, но мир. А сколько будет продолжаться эта война, никто не знает.

Херсонский художественный музей опознал свои украденные экспонаты в симферопольском Центральном музее Тавриды. Фото: facebook.com/art.museum.ks

Херсонский художественный музей опознал свои украденные экспонаты в симферопольском Центральном музее Тавриды. Фото: facebook.com/art.museum.ks

Отдельное мнение

Юлия Литвинец. Фото: facebook.com/namufond

Юлия Литвинец. Фото: facebook.com/namufond

Юлия Литвинец, главный хранитель фондов Национального художественного музея Украины:

- Вывозить или нет – это сложный вопрос. Я сама об этом много думала. Риски всегда нужно просчитывать, понимать, какие предметы в какие страны можно вывозить, а в какие – нет. Я такого мнения, что нужно максимально сберечь все в Украине. Все культурные ценности. Но если ситуация будет критической, то воспользоваться случаем спасти наше достояние, конечно, придется. Как минимум, мы должны благодарить за предложение и не исключать такой вариант на самый крайний случай.