В этом году миллионы украинцев встречают Рождество и Новый год в Европе. И с удивлением обнаруживают, что представления о некоей «холодности» и прижимистости европейцев в части подарков – не более чем миф. Практика показывает, что в целом жители Европы покупают родным, друзьям и коллегам подарки с ничуть не меньшим энтузиазмом, чем украинцы. А из-за более высоких цен и лучшего уровня жизни тратят на презенты немалые, по нашим меркам, суммы.
О том, сколько денег на подарки тратят наши ближайшие соседи, рассказало недавнее исследование аналитико-исследовательской платформы BLIX Group. Опрос жителей Польши относительно их праздничных расходов показал: почти половина (47%) потратили от 51 до 100 злотых (11-21 евро) на один подарок, причем около трети респондентов запланировали дарить подарки 4-5 людям.
Более четверти опрошенных – 27% - при выборе подарков ориентируются на сумму 101 – 200 злотых (21-42 евро), а 6% респондентов и вовсе готовы заплатить до 400 злотых за подарок (около 85 евро).
В среднем, с учетом среднего количества подарков, среднестатистический поляк потратил в этом году около 500 злотых (106 евро).
Среди самых популярных рождественских подарков в Польше оказались косметика (64%), игрушки (57%) и сладости (45%). 40% выбрали в подарок одежду, 29% - духи, а 16% - украшения.
Комментируя результаты опроса, главный экономист BLIX Group Кшиштоф Лучак отметил, что из-за высокой инфляции купить подарок стоимостью ниже 50 злотых становится все труднее. Рост популярности косметики по отношению к другим категориям может свидетельствовать о том, что поляки начали затягивать пояса. Они реже покупают, скажем, духи, которые стоят дороже,
Пять лет назад мы с мужем открыли для себя Эстонию, которая у нас почему-то считается «холодной» страной с очень закрытыми и безэмоциональными жителями. Уже тогда мы поняли, что на самом деле эти представления далеки от реальности как небо от земли. А сейчас, живя тут десять месяцев, мы узнаем новые грани этой маленькой страны с огромным сердцем.
Поскольку речь сейчас о подарках, расскажу только о них.
Начнем с того, что эстонцы любят делать подарки для души. Скажем, осенью мне подарили билеты на киевский балет, который приезжал в Тарту с гастролями. А на прошлой неделе – пригласили на концерт симфонической музыки (приглашали разные люди). А, например, моей знакомой из Украины подарили билеты на концерт харьковского оркестра Prime Orchestra. Мама одного из одноклассников ее дочери решила сделать такой подарок всем украинским одноклассникам и их мамам.
Второй момент касается корпоративных подарков – как сотрудникам, так и их клиентам. Здесь этому уделяется очень большое внимание. Например, на днях я ходила в салон на маникюр, и моя мастер не только сделала мне 25%-ную скидку, но и подарила коробку конфет и огромный набор разных видов чая. А сегодня муж буквально на минуту заскочил в банк, где ему тут же вручили празднично упакованный рождественский пряник.
И, наконец, случай, который поразил меня больше всего. На языковых курсах, на которые я хожу, в ноябре заболела учительница, и нам поставили замену – учителя из другой группы. Март провел у нас три занятия и сказал, что наша группа (16 человек) ему очень понравилась. Нам конечно было приятно, но большого значения мы этому не придали. Каково же было наше удивление, когда он пришел к нам на последнее занятие перед Рождеством с горой подарков и организовал настоящий праздник. Взрослый занятый человек не только купил 16 подарков от эстонских производителей и празднично их упаковал, но и распечатал 16 детских эстонских стишков. Каждый стих был пронумерован, соответствующий номер был на подарке. Мы тянули лист со стишком, читали его (в качестве дополнительной практики на эстонском) и получали подарок. Это было очень неожиданно и очень трогательно.
О том, какие суммы тратят на подарки и празднование нового года жители разных стран, много лет можно было узнавать из исследований компании Picodi. К сожалению, последние пару лет они перестали делать сравнительные новогодние исследования, но более ранняя аналитика говорит о том, что Европа на подарки не скупится. А первое место среди стран с самыми большими новогодними расходами занимала Чехия (более 500 евро), и все, кто был зимой в этой стране, действительно могут подтвердить: празднование Рождества и Нового года в Чехии – это что-то особенное. Также в пятерку входили Ирландия, Великобритания, Финляндия и Испания.
Знакомые, которые сейчас живут в разных странах Европы, говорят, что большой разницы в отношении к подаркам не ощущают – практически все, как у нас. А то, что в Европе на подарки тратят большие суммы, объясняется более высоким уровнем доходов.
- У нас на работе перед Рождеством играли в «тайного Санту» (анонимный обмен подарками в группе. – Авт.), - рассказывает Диана, которая сейчас работает в небольшой компании в Литве. – Договорились, что на подарки будем тратить около 20 евро, при этом, если есть какие-то пожелания по подарку, их можно было писать в общий рабочий чат. Очень удобно.
В компании Оксаны, офис которой находится в Мюнхене, в этом году коллеги подарки друг другу не дарили, но все получили подарки от компании.
- Нам часто дарят такие подарки, - говорит Оксана. – Это может быть одежда с логотипом компании, наборы для приготовления еды, специи, сладости, небольшие подарочные наборы. Как правило, на сумму 10-25 евро. Больше, чем на 25 евро не дарят, поскольку там есть какие-то нюансы с налогами. Родным и друзьям дарят по-разному, но в целом все очень похоже на наши традиции. Если все же немецкая практичность берет свое, дарят деньги или подарочные сертификаты.
Татьяна, которая сейчас живет в Италии, говорит, что специально искала в интернете советы, что подарить на Рождество, чтобы порадовать новых итальянских друзей. Вычитала, что итальянцы весьма благосклонно относятся к всевозможным кулинарным подаркам – алкоголю, рождественскому куличу, аксессуарам для кухни, кулинарным книгам. Советы не обманули – друзья остались вполне довольны и в ответ буквально засыпали ее праздничными сувенирами.
Понятно, что все люди разные, и от страны это мало зависит. Одни любят дарить подарки, другие – их получать, третьи – не любят ни того, ни другого. Но по ощущениям любители подарков среди нас, к счастью, находятся в большинстве, а это значит, что праздники станут чуть веселее и теплее, в какой бы стране вы сегодня ни находились.