Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Деньги крадут в темноте: новые схемы мошенничества при отключениях света

Деньги крадут в темноте: новые схемы мошенничества при отключениях света
Фото: Kris с сайта Pixabay

Уж сколько раз мы были предупреждены о мошенниках, а стоит им перекроить старую схему на новый лад, как она опять начинает работать.

Сейчас «в тренде» отключения света и связанные с этим проблемы мобильной связи. Люди готовы на все, чтобы восстановить возможность общаться и получать по интернету новости. И вот уже есть первые жертвы доверчивости.

Говорил профессионально и вежливо

На днях Центр противодействия дезинформации опубликовал такое предостережение:

«Мошенники, представляясь сотрудником мобильной компании, рассказывают, что будут переключаться на другую вышку, чтобы во время отключений у вас была стабильная связь. На телефон жертвы приходит код, цифры которого просят назвать, после чего мошенники получают доступ к мобильным приложениям банков, соцсетям и так далее».

Как это работает, испытала на себе Лариса К. и поделилась с друзьями печальным опытом. Женщина отмечает, что ловушка подстерегла ее в момент психологической усталости, которую все мы испытываем, когда надолго отключают свет, а с ним пропадают и все блага цивилизации. Также подвела некомпетентность в технических вопросах, а звонивший человек говорил профессионально, четко, ловко разыгрывая специалиста.

- Очень сильным было желание прямо сейчас получить то, о чем думаешь день и ночь, - признается Лариса.

Ничего из личных данных

Звонивший представился сотрудником компании «Киевстар». Узнав, что при отключениях проблемы со связью есть, он сообщил, что теперь абонентов будут подсоединять к резервной вышке, жизнь покатится как маслу, а сделать для этого надо всего ничего – осуществить операцию по замене сим-карты.

- Говорил мужчина очень вежливо и грамотно. Сказал ввести в телефон длинный код и предупредил, что придет СМС. Через две минуты он перезвонит, и я должна буду продиктовать ему код, указанный в сообщении. Я делала все, веря, что вот сейчас решу свои проблемы. А главное – ничего из личных данных вроде не называю, значит, все в порядке, - рассказывает женщина.

Разговор с «оператором» длился порядка 10 минут. Мошенник просил «сгенерировать код абонента» из четырех цифр и отбрасывал варианты под предлогом, что «такие уже существуют». Только потом Лариса поняла, что за это время ловкачи обчищали ее интернет-банкинги. И что звонили ей с номера, начинавшегося с 066, то есть никак не из компании «Киевстар».

Стремление улучшить свою жизнь стоило женщине около 55 000 гривен…

По функции «забыли пароль»

Руслан Боглов. Фото: facebook.com/rusburorus

Руслан Боглов. Фото: facebook.com/rusburorus

Эксперт по безопасности, руководитель детективного агентства «Бюро Рысь» Руслан Болгов говорит, что схема старая, но очень удачно обновлена под социальный запрос.

- Согласно закону «Про электронные коммуникации», который вступил в действие с января этого года, заменить утраченную СИМ-карту возможно только по паспорту (ст. 107). Но перевыпустить действующую рабочую карту, чтобы получить другую симку, можно и самостоятельно без паспорта. На сайте «Киевстар» есть инструкция, как это сделать. Но обратите внимание на очень важный момент: эта инструкция для пользователей предоплаченной связи! То есть все действия вы должны проводить сами, имея в наличии старую и новую сим-карты. Когда же вам звонит посторонний человек и предлагает проделать все это под его диктовку, он получает ваш номер телефона и сим-карту в свое распоряжение. А далее, по функции «забыли пароль», легко проникает куда угодно, - разъясняет Руслан Болгов.

Эту тему будут развивать

Эксперт напоминает основное правило:

- Ни представители мобильных операторов, ни сотрудники банка никогда не звонят клиентам, чтобы получить от них какую-то информацию онлайн. Смена кода или пароля может происходить с их участием исключительно в самом банке или при личном общении с сотрудником мобильной компании. То есть любые звонки, любые СМС, где предлагается произвести какие-то действия либо перейти по ссылке, это сигнал от мошенников.

Тему отключений света, считает Руслан Болгов, аферисты будут развивать и дальше. В ДТЭК уже предупреждали о десятках фейковых каналов и ботов с названием компании, через которые распространяется дезинформация или фишинговые поддельные ссылки для выманивания конфиденциальной информации.

Мошенники могут использовать обман о «социальных выплатах» либо «государственных компенсациях» за отсутствие электричества, собирать средства на генераторы для замерзающих больниц или детских домов. Не все в курсе, что больницы отнесены к критической инфраструктуре, которая не отключается, а детские дома эвакуированы.

Сложные времена тем выгодны для аферистов, что люди уязвимы, а потому податливы. Поэтому не лишнее принять меры безопасности.

Как защитить свою банковскую карту

  1. Карта должна быть привязана к номеру, предоставленному мобильным оператором по контракту, то есть к паспорту. Предоплаченные номера могут быть заменены мошенниками на дубликаты. Либо позвоните оператору и поставьте запрет на перевыпуск карты.
  2. Никому не давайте телефон с финансовым номером в руки. Поставьте пароль на телефон.
  3. Установите на карту суточный лимит и, если возможно, ограничения на каждую транзакцию. Если будут запланированы крупные покупки, лимиты легко отменить.
  4. Подключите услугу оповещения обо всех транзакциях по СМС.
  5. Заблокируйте расчеты в интернет с помощью карты. При необходимости можно быстро получить согласие банка.
  6. Для расчетов в интернете необходимо использовать карты без привязки к кредитным линиям.
  7. Никому и никогда не называть данные, указанные на карте. Даже сотрудники банка не имеют права интересоваться датой действия карты и СVV кодом. Они же не вправе просить назвать пин-код. Такой запрос может быть лишь со стороны мошенников.
  8. Никогда не отдавайте карту в чужие руки, теряя ее с поля зрения. Даже если речь идет о расчетах в магазине или кафе
  9. Снимать наличные желательно в банкоматах, установленных прямо в банковских отделениях.
  10. Чем выше статус карты (GOLD, PLATINUM), тем выше ее степень защиты.
  11. Не переходите по незнакомым ссылкам, которые приходят на почту. Они могут быть фишинговые. В банкинг нужно заходить только по вашей сохраненной ссылке, которую постоянно используете.
  12. На почту необходимо поставить двухэтапную аутентификацию обязательно. Если получат доступ к почте, то по кнопке "забыл пароль" смогут получить доступ и к банкингу.
  13. Если вы не производили никаких манипуляций с картой, то банк точно не будет звонить первым, чтобы вы подтвердили какие-то свои действия. Так что, если вы не проводили никаких транзакций, а вам поступил звонок по поводу карты, то это мошенники с вероятностью 90%. Сбрасываем звонок, заходим в банкинг по своей ссылке и в чате помощи спрашиваем: что это было?

Важно! В этот момент лучше в банк не звонить, так как могут перезвонить мошенники с подменой номера реального банка.