1 ноября
Загрузить еще

Историк Игорь Гирич: Надо всегда доказывать, что нация существует, что она есть

Историк Игорь Гирич: Надо всегда доказывать, что нация существует, что она есть
Фото: Гонтар Володимир/УНІАН

Украинские историки Игорь Гирич и Андрей Ковалев предложили перенести День Киева на 14 августа. С чем это связано? Тоже с декоммунизацией или деколонизацией? Чем эта дата интересна?

Об этом и о забытой традиции празднования Киевом крещения Руси, предоставлении магдебургского права «КП в Украине» рассказал доктор исторических наук Игорь Гирич.

День Киева не привязан ни к какому историческому событию

Игорь Гирич. Фото: facebook.com/ihor.hyrych

Игорь Гирич. Фото: facebook.com/ihor.hyrych

- Игорь Борисович, что не так с последним днем мая, когда мы празднуем День Киева?

- Майская дата празднования Дня города введена с советских времен. Май ассоциировался с каштанами, каштан был тогда официальным гербом Киева. Это как лучший месяц по погоде в Киеве. Коммунистическая власть не хотела никакой привязки к каким-либо историческим событиям. Выбрали ботаническую, в которой не было никакой идеологии. То есть дата празднования искусственная, она не привязана ни к какому историческому событию.

- А какие события могут быть связаны с празднованием Дня города?

- 14 августа – день, когда киевляне официально праздновали крещение Киева князем Владимиром. Он, как ни странно, связан с Днем государственности, который ввел Владимир Зеленский. Только Зеленский не знал этого, ему никто не подсказал, что киевляне в этот день ежегодно ходили к источнику, который сейчас называется памятником Магдебургскому праву. Он никогда так не назывался, на дореволюционных картах его называли Нижний памятник князю Владимиру. Это его официальное название. Он приурочен к возвращению магдебургского права императором Павлом, а установлен во времена Александра I.

Но место это знаковое тем, что здесь князь Владимир в Крещатицком ручейке крестил своих 12 детей.

– А разве киевлян крестили не в Почайной?

– Да, в Почайной. Но не князь.

Спрашивают, почему главная улица называется Крещатиком. И скорее не потому, что овраг на месте будущей улицы перекрещивался меньшими оврагами. На месте Крещатика протекал Крещатицкий ручей, этакая река. Тянулся он от Европейской площади вниз и впадал в Почайну. А сейчас Почайной перед Пешеходным мостом нет, это часть Днепра.

Это место крещения. Князь здесь крестил своих детей, которые должны были продолжать его дела. Поэтому это место было святым, оно почиталось, и киевляне 14 августа, в «День семи мучеников Макавеев, их матери Соломонии и их учителя Елеазара», ходили сюда к Крещатицкому источнику из года в год. Это длилось 500 лет (может больше, а может, и меньше, по крайней мере предоставление магдебургского права датируется 1499 годом).

Праздновали громко, с парадом и салютом

– Но почему мы должны связывать День Киева с крещением княжеских детей?

– Почему? Потому что киевляне воспринимали себя как часть государственной нации, которая имеет самоуправление по магдебургскому праву. Оно не зависит ни от князя, ни от воеводы. Они его проводили каждый год очень громко, с большими празднованиями, обязательно с салютом из городской артиллерии. В этом участвовала «Золотая корогва» – киевская гвардия. Об этом есть интересна статья историка и премьер-министра Симона Петлюры – Вячеслава Прокофьевича «Под золотой корогвой» (Париж, 1943). Киевлян тогда было не так много, до 10 000, и весь Киев – это, собственно, Подол.

Шествие начиналось с Контрактовой площади от ратуши, на которой были часы со звоном в виде архангела Михаила, бьющего копьем дракона. И когда он бил, из копья вылетало пламя. «Золотая корогва» – в военных костюмах на лошадях. Они начинали это шествие, а за ними шли цеховики. В Киеве было около 20 цехов, около 2000 цеховиков. Каждый имел свою хоругвь и особые знаки отличия. И они шли к памятнику каждый год. Поэтому логично было считать этот день – Днем Киева. Это конкретное историческое событие и традиция.

- Интересное зрелище...

- Это был парад полностью в европейском духе. Так сегодня отмечают европейцы праздники своих городов. И эти традиции они хранят. У нас почему-то за 30 лет не возродили эту традицию.

Пришли московиты, разобрали после большого пожара 1811 г. ратушу, возведенную в 1732 году знаменитым Иоганном Шеделем (архитектор эпохи барокко, возводил также Лаврскую колокольню. – Ред.). Не должно было уже в XIX в. ничего напоминать о европейском характере города над Днепром. Известно, где эта ратуша стояла (скверик между памятником Сковороде и фонтаном «Самсон»), ее собирались восстановить. Такое желание выражали авторы проекта реновации Контрактовой площади.

Екатерина II ликвидировала магдебургское право, но потом оно еще просуществовало три десятилетия. А что такое самоуправление? Это государственная украинская и европейская традиция. В конце концов можно не менять День Киева, но возродить традицию магистратского парада было бы очень неплохо. Эта традиция связана с крещением, с началом нашего государства. Потому я говорю, что это реально День Киева.

– Вы не предлагали мэру Кличко восстановить эту традицию?

– Я не общественно-политический деятель. Об этом напоминаю иногда в своих публичных интервью и выступлениях.

По словам Игоря Гирича, коллекция Национального музея истории Украины могла бы заполнить в пять раз большее здание. Фото: Виктор Полянко/commons.wikimedia.org

По словам Игоря Гирича, коллекция Национального музея истории Украины могла бы заполнить в пять раз большее здание. Фото: Виктор Полянко/commons.wikimedia.org

Неизвестные выдающиеся украинцы

– Какие еще события, даты или личности стоило бы сегодня переосмыслить или вспомнить?

– К сожалению, очень многих исторических личностей не переосмыслили. Например, переименования улиц в столице не затронули первую генерацию украинцев модерного времени в Киеве, которые стали известными общественно-политическими деятелями, первыми стали говорить на украинском языке. Я имею в виду Александра Лотоцкого (1870-1939) – общественно-политического деятеля, писателя, историка церкви. Он был идеологом автокефального движения, написал исследование об основах украинского автокефализма – «Автокефалия», на котором основана вся деятельность современной ПЦУ.

Он был руководителем Петербургской украинской общины. Вел постоянные переговоры с представителями российского правительства об украинском деле, цензуре, издании книг. Содействовал печати Библии на украинском языке, инициировал первую русскоязычную энциклопедию «Украинский народ в его прошлом и настоящем». Написал (вместе с Петром Стебницким) «Украинский вопрос» – первое популярное издание об украинском движении в российской империи. Лотоцкий возглавлял УНИ (Украинский научный институт. – Ред.) в Варшаве, инициировал там издание полного собрания сочинений Шевченко в 16 томах. Этот человек в Киеве не отмечен никак – нет ему ни памятника, ни мемориальных досок.

- Досадно…

- Слава Богу, в честь Василия Доманицкого (историк, редактор первого критического «Кобзаря» Т. Шевченко, литературный редактор «Истории Украины» Николая Аркаса, активный корреспондент «Украинского вестника», «Киевской старины») хоть улицу назвали на Борщаговке.

Это были первые украинцы модерного времени, основатели первого коммерческого издательства «Вік» – Доманицкий, Ефремов (литературный критик, историк литературы), Прокопович, Матушевский (главный редактор первой ежедневной газеты Приднепровья – «Рада»), Дурдуковский (один из лучших украинских педагогов, директор знаменитой Первой украинской гимназии, впоследствии школы имени Шевченко).

– Я о них даже не слышала.

– Да, и широкоизвестные деятели также недооценены. К примеру, не переосмыслен, по моему мнению, украинский писатель Пантелеймон Кулиш. Казалось бы, самый близкий человек к Шевченко должен как-то быть отмечен? Нет! Разве только есть площадь, но нет улицы, нет памятника, мемориальных досок, музея. А мы сегодня пользуемся правописанием, которое разработал Кулиш.

Выдающийся украинский историк Николай Костомаров – еще один не осмысленный нами человек. Собственно, он автор мессианского мифа для украинцев и идеолог Кирилло-Мефодиевского братства.

Что там говорить – у нас нет музея о том, как Украина обретала независимость (музей освободительной борьбы или украинской революции) в XX веке.

Есть здание Центральной Рады, а музея там нет. Была комната – некий школьный музей. А о людях, которые создали Центральную Раду и Украинскую Народную Республику, широкой публике негде рассказать.

В районе памятника Магдебургскому праву В Крещатицком ручейке князь Владимир окрестил своих детей. Фото: Nick Grapsy/ru.wikipedia.org

В районе памятника Магдебургскому праву В Крещатицком ручейке князь Владимир окрестил своих детей. Фото: Nick Grapsy/ru.wikipedia.org

Даже Кулиш и Франко не переосмыслены

- Мне казалось, что у нас достаточно музеев.

- Ну как достаточно… Есть мемориальный музей Михаила Грушевского, а государственного музея Грушевского нет. А объективно он сделал больше основополагающих вещей для Украины начала ХХ в., чем Тарас Шевченко. Есть дом-школа в честь отца историка С. Ф. Грушевского на Куреневке, там можно было бы открыть такой музей.

Музея Ивана Франко нет в Киеве. Франко - это человек не только галицкого толка, но и общеукраинского. В Киеве женился, активно связан с этим городом.

Что говорить? Памятника Петлюре нет, гетману Мазепе! Киев не смотрится как украинская столица! Вы съездите в Будапешт – на проспекте Андраши через каждые 100 метров памятники людям, которые были творцами венгерской нации.

- Вас послушать – так ничего нет!

– У нас даже нет нормального исторического музея. Сходите в наш исторический музей… Он оборудован в бывшей художественной школе имени Шевченко. Это здание даже не строилось под музей. Это музей в лучшем случае для областного центра. А коллекцию он имеет грандиозную, на дом в пять раз больше.

Также у нас есть проблема государственного некрополя, перезахоронения выдающихся украинцев. Разве это решили? Говорили-болтали - ничего не сделали.

Приезжаете вы в Краков и идете на Вавель. Все видные деятели похоронены на Вавеле или в костеле Святого Яна в центре Варшавы. Украинцы все разбросаны по миру. Функцию государственного некрополя выполняет кладбище в Баунд-Брук (Нью-Джерси, США). Евгений Коновалец – в Роттердаме, Степан Бандера – в Мюнхене.

Всех выдающихся украинцев нужно перезахоронить в Киеве на специальном кладбище. В Европе могилы без внесения оплаты ликвидируют. На чем нам воспитывать наше будущее поколение?

– Хорошо, хорошо… И что делать?

– Есть украинский институт национальной памяти, он должен задавать такие вопросы. Иметь план на многие годы. В институте фиксируют эти могилы за границей, но не видны шаги в направлении создания пантеона. Для этого необходима и государственная воля власти, которая должна появиться после победы в российско-украинской войне.

О чем говорить?! Когда человек приезжает в другую страну, он в первую очередь идет в исторический музей. В Канаде, в Оттаве, есть Музей цивилизации – о заселении Канады и утверждении канадской государственности. Современный огромный музей. Вам дня не хватит его не обойти! И придите в наш – провинциального вида на Владимирской. Какая нация – такой и музей? И что люди возьмут из его посещения?

Если бы у нас были сделаны эти вещи к началу 2022 г., то, может, и войны такой бы не было: тогда иначе бы на нас смотрели те же россияне. Надо всегда доказывать, что ты существуешь, что есть. Если ты этого не делаешь, тебя нет. А ведь мы уже 30 лет независимы, и вроде большую и славную историю имеем.

Игорь Гирич
Игорь Гирич
Досье Коротко про

Игорь Борисович Гирич – историк, профессор, лауреат премии НАН Украины имени Михаила Грушевского, заведующий отделом источников из Новой истории Украины Института украинской археографии и источниковедения имени М. Грушевского НАН Украины. Специалист по проблемам истории культуры и политической мысли, источниковедения, прежде эпистологии, историографии. Доктор исторических наук (2015). Член-корреспондент УВАН (Украинская свободная академия наук, США, с 1998 г.), член НТШ – Научного общества им. Шевченко (2005).