Министерство образования и науки Украины опубликовало окончательные изменения в школьной программе из-за вторжения России. Они обнародованы на сайте ведомства во вторник, 16 августа.
Из программы "Зарубежная литература" убрали произведения русских и белорусских авторов. Будут изучаться произведения писателей, которые писали на русском языке, но жизнь и творчество которых были тесно связаны с Украиной. Это Н. Гоголь, В. Короленко (по выбору учителя), произведение М. Булгакова «Собачье сердце» (произведение изучается по выбору учащихся и учителя).
В списке произведений для дополнительного чтения (для уроков внеклассного чтения и уроков резервного времени) оставлены для выбора учителем произведения Ильфа и Петрова ("12 стульев") и А. Кузнецова ("Бабий Яр").
Также признано целесообразным оставить изучение произведений крымскотатарского писателя Т. Халилова.
Вместо российских писателей будет изучаться творчество таких писателей, как Жан де Лафонтен, О. Генри, Анна Гавальда, У. Старк, Джон Бойн, Э. Шмитт, Йозеф Рот, А. Гранах.
Вместо произведений российских поэтов включены шедевры мировой лирики (Пьер Ронсар «К тому, как любовь в мир пришла…», Р. Бернс «Моя любовь…», Й.В. Гете «К моим песням…», Г. Гейне « Когда настал чудесный май…», Адам Мицкевич «Неуверенность»).
Русский язык изъят из перечня рекомендованных для использования в образовательном процессе программ.
В обновленных программах предлагается взгляд на СССР как государство имперского типа. Программы ориентируют на изучение не только инструментов насилия, которое в ХХ веке испытывали украинцы, но и сопротивление ему.
Предусмотрено полное (отдельный учебный блок) рассмотрение российско-украинской войны, начавшейся в 2014 году.
Обновлен перечень терминов/понятий, таких как: «русский мир», «рашизм»; вместо выражения «политика русификации» применено выражение «політика російщення»; уточнен контекст применения понятия «коллаборационизм».
В содержании учебной программы предмета усилена военно-патриотическая составляющая. Программа дополнена информацией о современной российско-украинской войне и героях этой войны, об опыте ведения боевых действий. Дополнены темы разделов по огневой подготовке, медицинской помощи и гражданской защите.
Добавлены вопросы, связанные с рисками военного времени, в частности: сигналы оповещения населения, действия во время воздушной тревоги, обстрела и т.д.
В группу, работавшую над обновлением учебных программ, вошли представители ведущих вузов, органов государственной власти, народные депутаты, ученые, директора школ, учителя, а также представители общественных и неправительственных правозащитных организаций, профессиональной среды, СМИ.