Ежедневно с востока на запад и обратно курсируют эвакуационные составы «Укрзалізниці». Их уже окрестили «поездами жизни», что совсем недалеко от истины. Только с начала войны нашу страну покинуло около 2,5 миллиона украинцев. А сколько осталось, но уехало в относительно безопасные Львовскую или Ивано-Франковскую области! Миллионы женщин, стариков и детей сохранили свои жизни благодаря усилиям железнодорожников. Хотя им самим в эти дни тоже совсем не просто.
- Как и для большинства украинцев, война изменила для нас все. Поменялся рабочий график, направление движения поезда, время в пути. Нам непросто, но мы стараемся. Ведь понимаем, что делаем важную работу – благодаря нашим усилиям «Укрзалізниці» удалось эвакуировать уже сотни тысяч человек, - говорит «КП в Украине» проводница по имени Вероника. – Хотя многим трудно привыкнуть к новому рабочему ритму. Все всегда было по расписанию, а теперь ситуация меняется в любую секунду. Да, устаем, не высыпаемся, реже бываем дома со своими родными. Трудно, но держимся. Потому что должны помогать всем чем можем в это сложное для всех время.
С зарплатой у железнодорожников задержек нет - выплатили как положено. Еда тоже есть, временами помогают волонтеры. Единственные враги – это стресс и усталость. Не считая, конечно, угрозы обстрела в пути со стороны оккупантов. Благо пока в стране таких инцидентов не было. Все поезда «Укрзалізниці» добирались в назначенные места благополучно.
Как едут люди? Что берут? Как себя ведут?
- Можно сказать, сейчас каких-то конкретных правил нет. Вопреки слухам, в вагон пускаем и мужчин призывного возраста, и людей с животными, на которых нет нужных справок. За эти дни мы перевезли небывалое количество пушистиков. Люди не бросают своих котиков, собачек, попугайчиков и прочих зверушек, - добавила девушка.
Места в поездах не так уж много, потому спят все друг на друге, опираясь на сумки. У всех лишь одна мысль – только бы благополучно доехать.
К сожалению, бывают моменты, когда в стрессе люди забывают об элементарной культуре. Фото захламленного эвакуационного вагона обошло все соцсети. И это не единичный случай вопиющего свинства. Неужели нельзя забрать с собой пустую бутылку? Ведь как-то же ее смогли занести в вагон.
- То, что эвакуированные оставляют после себя кошмарные горы мусора, к сожалению, правда. Такое бывает. Люди не понимают - проводник не прислуга, и относиться к нему надо по-человечески. Нет ничего сложного, чтобы убрать за собой пару фантиков и пустую бутылку, - вздыхает наша собеседница. – Грустно от того, что никто даже толком и спасибо не скажет. Все слишком сосредоточены на себе и не замечают других людей вокруг.
Фото вагона, в котором после эвакуирующихся остались горы мусора, обошло соцсети. Фото: facebook.com/RealnyiyDnepr
Мы пообщались с одним из машинистов поездов, курсирующих в направлении Киев - Львов. Он вспомнил, как для него начинался первый день войны.
- 23 февраля приехали во Львов, пошли отдыхать до девяти утра. Но свое мы недоспали… Проснулись примерно в половине восьмого от воя сирен. Из новостей в интернете узнали о начале войны. Дежурный по депо ознакомил с указом об ограничении скорости всем поездам до 60 км в час, - говорит машинист по имени Алексей.
Наш собеседник вспоминает: их состав «Интерсити» прибыл во Львов с опозданием на 40 минут из-за обстрела аэропорта в Ивано-Франковске. Обратно на Киев тронулись с ограничением в скорости. После Шепетовки добавили скорости, и на подходах к Киеву Алексей увидел своими глазами - идет война…
- До Киева оставалось 90 километров, когда впереди на горизонте стали видны вспышки взрывов. Доехали до станции Пенизевичи и узнали: несколькими минутами ранее разбомбили колею и дороги на Киев нет. Пришлось менять направление на Коростень Южный. Оттуда тепловозом нас дотащили до ст. Житомир. Потом через Фастов проехали на Киев, - рассказывает машинист.
Общее опоздание поезда составило больше 9 часов. В пути пришлось провести почти 19 часов. И это было лишь начало.
- С 25 февраля по 1 марта не могли добраться на работу: не ходил общественный транспорт, а машина, возившая локомотивные бригады отсутствовала. Почему - до сих пор непонятно. И только 2 марта дозвонился нарядчику и услышал: развозки нет, добирайся своим ходом. Так я и сделал, - продолжает наш собеседник.
Многим машинистам пришлось ночевать в депо: у кого-то дом оказался в оккупированной зоне, у кого-то и вовсе был уничтожен, кто-то не мог доехать на работу.
- Я 12 километров шел пешком. И сразу в дорогу… Прибыли во Львов с опозданием на 8 часов. Заехать в депо не можем - переполнено локомотивами. Растянулась очередь, приходилось стоять от 2 до 6 часов. Звонки руководству депо ни к чему не приводили – никто ничего не знает. В итоге те, кто работает на эвакуационных рейсах, провели, считай, сутки на ногах, - поясняет Алексей.
Развозка локомотивных бригад возобновилась лишь 4 марта. С тех пор ситуация более-менее нормализировалась. С 8 марта появилась еще одна машина под развозку (волонтерская). И стало еще проще – одна машина везет людей на левый берег, вторая - на правый. Правда, есть нюанс со спецпропусками.
- В депо Казатин, Шевченко и Жмеринка коллегам выдали спецпропуска. А у нас пока нет. Похожая проблема была еще во время ковидного карантина. Теперь в Киеве комендантский час до 17 марта 07.00 утра. Из-за этого кого-то привезли на работу за сутки до явки. Не знаем теперь, хватит ли места для всех в комнатах отдыха, - говорит наш собеседник. – Будем как-то тесниться. Что еще остается?
Работают машинисты сверх нормы, но не ропщут, все прекрасно понимают: идет война.
- Сейчас по графику сложно работать, постоянно меняется ситуация, часто бригады меняют, и приходится ехать раньше. Нужно эвакуировать как можно больше людей, пока есть возможность и поезда совсем не перестали ходить. Как перестанут – пойдем в тероборну, возьмем оружие в руки. Многих из мужчин локбригад в военкоматах завернули. Не взяли, потому что нужно водить поезда, - рассказывает Алексей.
Кстати, волонтерская помощь не ограничилась развозкой железнодорожников. Они привозят в депо продукты питания (первые и вторые блюда, консервы, хлеб). Несколько дней уже как выдают перед рейсом теплые носки. Машинисты очень благодарны за помощь и поддержку в эти тяжелые для всей страны времена.