Сейчас, когда к обострению военной ситуации в Украине прикованы взгляды всего мира, важна поддержка не только оружием, но и опытом. Тем, который может уберечь самое ценное – человеческие жизни. У Израиля этот опыт богатый и печальный, не взятый из учебников или инструкций, а выстраданный.
Анна Караулова из Хайфы много лет занималась подготовкой инструкторов израильской армии. Фото: личный архив
Анна Караулова из Хайфы, которая много лет занималась подготовкой инструкторов израильской армии, поделилась в соцсетях схемой оказании помощи во время шоковой психологической травмы (ШПТ). Ее может предоставить любой, оказавшийся рядом с дезориентированным человеком. Любая другая разновидность психотравмы требует профессиональной помощи.
«ШПТ - это распространенная реакция во время психотравмирующей ситуации, как например, ДТП, теракт, участие в военных действиях, тяжелая физическая травма либо другая угроза смерти, - объясняет Анна. - Может возникнуть как у непосредственных участников, так и у наблюдателей. Со стороны кажется, что человек впал в ступор, он выглядит абсолютно беспомощным, и инстинктивно мы хотим ему помочь: дать воды, защитить, увести».
Израильские армейские психотерапевты выработали схему правильного оказания помощи, которую может использовать каждый, и которая снижает шанс на появление посттравматических расстройств. Минздрав Израиля вместе со специалистами по лечению таких расстройств ее упростили и сократили.
Сама схема выглядит так:
1. Налаживание контакта: убедитесь, что вас слышат/видят/реагируют на ваше присутствие как-либо.
Например: "Я Аня, а как тебя зовут?" Или: "Я сожму твою руку, сожми в ответ мою".
Этот этап важен для связи с реальностью.
2. Подчеркивание причастности: "Я с тобой, мы вместе, ты молодец". Этот этап важен для уменьшения ощущения одиночества и изоляции.
3. Сбор фактов: Этот этап помогает бороться с эмоциональным шквалом. Не спрашивайте, что человек чувствует. Наоборот: "Скажи твой адрес, дату рождения, какое сегодня число, номер телефона, что произошло, с кем ты был".
На этой стадии мы помогаем активировать рациональную зону мозга и выключаем эмоциональную.
4. Уменьшение смятения и путаницы: четко повторите, что произошло, что происходит и что надо сделать. Простыми предложениями описываем только действия. "Рядом упала ракета, мы сидим на улице, надо перейти в убежище".
5. Последний важный этап: отдавайте четкие указания для дальнейших действий. Не просите, приказывайте. Не выполняйте их сами. Например: "Ты должен встать, иди принеси себе воды, помоги ребенку дойти" и так далее. Развитие самостоятельной эффективности на данном этапе критично.
КСТАТИ
При сигнале воздушной тревоги (или звуков близких разрывов):
ВАЖНО! Ни в коем случае не паниковать и не истерить. Это лишь приводит к потере драгоценного времени.