Вот уже около двух лет на одной из улиц Луцка простаивает уникальный автобус. Его разработали украинские инженеры и выпустили в единственном экземпляре. Машина еще в рабочем состоянии, может послужить людям, но…
Полное «имя» сине-белого автобуса БАЗ – А079.30 «Эталон Сити». Создали его на Бориспольском автозаводе и в 2005 году представили на Киевском международном автосалоне SIA. От своих серийных собратьев экспериментальный автобус отличался увеличенной на метр длиной кузова и третьей колесной осью.
Благодаря этому в салоне могли поместиться 64 человека (для сравнения, классический «Богдан» рассчитан на 50 пассажиров). Автобус, правда, потяжелел на две тонны, но в любом случае олицетворял мечту любого маршрутчика – пассажиров много. Правда, почему-то в массовое производство экспериментальный БАЗ так и не пошел.
Первым местом работы этого автобуса был город Севастополь, где уникальный БАЗ отбегал пять лет по проспектам Нахимова и Героев Севастополя. В 2011 году машина переехала в Ровенскую область, на маршрут «Дубно – село Комаровка». А последним ее местом работы стал город Луцк.
Автобус и сейчас находится там, но стоит на приколе, хотя в рабочем состоянии.
Принадлежит уникальный автобус Валентине Ореховской.
- Мы купили его в Дубно в 2018 году, - вздыхает Валентина Ореховская. - Мой муж был предпринимателем, занимался перевозками и в технике разбирался. У мужа был городской маршрут. Но два года назад муж умер. Потом маршрута не стало, и на автобусе больше некуда ездить. Куда его выпустишь? Так и стоит у дома, в частном секторе. Я не вникаю в нюансы, но заверяю: автобус полностью отремонтирован.
Семья Ореховских пыталась продать машину за 6500 долларов.
продолжила Валентина Ивановна.
Но после нашего разговора призадумалась – если дадут хорошую цену, отдаст БАЗ.
- Этот БАЗ - вещь сама по себе уникальная. До ретро он еще не дотягивает, так как 2005 года выпуска. Но жаль, что он вот так пропадает, - поясняет «КП в Украине» автоколлекционер Павел Лозовенко. - К большому сожалению, в Украине нет музея общественного транспорта, как в других странах. В идеале этому автобусу место именно в таком музее.
В Украине есть несколько музеев техники, но транспорту такого вида в них не уделяется должного внимания.
- Несмотря на то что автобус достаточно молодой – ценность он, несомненно, имеет. У нас в коллекции есть кабриолет «Таврия», мы ее в этом году представили на Old Car Land. Она тоже была никому не нужна. Ну стоит себе обычная «Таврия», и стоит. Теперь ей стукнуло за 20 лет, и оказалось, таких машин в мире сохранилось только две, - рассказывает Лозовенко.
С автобусами, конечно, все же сложнее, они занимают больше места - хранить их тяжелее. Потому и реальную цену уникальному БАЗу дать сложно: найдется не так много людей, готовых им заниматься.
- Стартовая цена машины – это начало. Дальше идет ответственность за ее хранение, восстановление и все такое, - поясняет коллекционер. - Потому, как правило, такие вещи покупаются, когда экземпляр еще относительно свежий и ходовой. Делается это по рыночной цене аналогичного, в данном случае двухосного «Эталона». А это от 4 до 7 тысяч долларов. Либо же, если состояние достаточно печальное, то, грубо говоря, по весу.
Ирония судьбы заключается еще и в том, что экспериментальный БАЗ дожил до наших дней, а вот Бориспольский автомобильный завод давно отжил свое.
- Сегодня на Бориспольском автозаводе работает один человек - генеральный директор, который занимается делами банкротства. Больше там никто не работает, - ответили нам по номеру, который когда-то принадлежал отделу маркетинга Бориспольского автозавода.
Но «КП в Украине» удалось отыскать одного из конструкторов, отца уникального автобуса – Василия Шульгана. Перед ним и коллегами когда-то поставили задачу: сделать максимально вместительный транспорт для пассажироперевозок.
- У нас тогда было много исследуемых транспортных средств, изготовленных в одном экземпляре. У того автобуса достаточно мощный двигатель, но слабые мосты. Потому решили установить третью колесную ось, - вспоминает конструктор Василий Шульган. - Кстати, такая ось не единственная, у нее был меньший брат - «Дельфин Maxi».
Экспериментальных моделей было достаточно: БАЗ-М002-турист, БАЗ-3202-городской, БАЗ-А411 средний городской с частично низким полом. Но популярными они, как и герой этого материала, так и не стали.
продолжает наш собеседник.
Решение с третьей осью достаточно нестандартное. Таких машин в мире немного. Тогда стандартный «Эталон» увеличили в длине, но, чтобы уменьшить нагрузку на кузов, поставили третью ось, как это делают в грузовиках. Так снимается часть нагрузки с кузова, чем повышается его долговечность.
Но такой подход технологически дороже, видимо, поэтому широкого применения экспериментальный автобус не нашел. Плюс ко всему – попробуй найди под уникальную разработку детали.
- Жалко, что автобус в таком состоянии, но это решаемая проблема. Завод-изготовитель имеет всю необходимую документацию. Владелец может заказать капитальный ремонт, и этот автобус может работать еще не один год, - заключает наш собеседник.