Эта история кому-то может показаться смешной, кому-то банальной, но многие назовут ее приговором государственной системы финансирования. И, наверное, будут правы. Пока в учебных заведениях страны велись жестокие споры, сколько должно быть вакцинированных педагогов, чтобы не переводить всех на дистанционку, в Красноградском лицее №4 в Харьковской области все зависело от наличия унитазов. И зависит до сих пор.
Учебный год в лицее начался как обычно. Но затем в учебном заведении вдруг начали ремонт туалетов: сняли унитазы, оставив только 4 из 15-ти. Родители лицеистов запаниковали - некоторые жаловались, что детям и учителям приходится ходить в туалет на вокзал, расположенный неподалеку от лицея, а то и терпеть до самого дома. Биотуалет, появившийся во дворе школы, проблему нехватки уборных частично решал, но только до наступления холодов. В итоге учащихся отправили учиться из дома до нового года. После чего история попала в СМИ.
- У нас все в порядке! Проблем нет! Уроки ведутся дистанционно. Со следующей четверти дети вернутся в классы, - поспешила объяснить ситуацию директор лицея Наталья Евтушенко. - То, что писали о нас СМИ… Там нет и 20 % правды! Правда в том, что нам нужно сделать срочный капитальный ремонт. Деньги выделили только в сентябре - о каком ремонте на каникулах могла идти речь?
Это многое объясняет, в том числе механизм распределения государственных денег. Есть даже такое словосочетание «успеть освоить средства до конца года». Так и тут.
- Наш отдел образования принял участие во всеукраинском проекте «Успешная школа». По этому проекту нам положено 38 млн грн на капитальный ремонт лицея, - рассказали «КП в Украине» в Красноградском городском совете. - 1 сентября Кабинет министров выделил нам 5 млн грн. Мы их приняли 28 сентября. После провели тендер, который шел 40 дней. Представьте себе тендерные процедуры на 5 млн! Полученные средства начали осваивать только в конце ноября. Если до конца календарного года не успеем потратить 5 млн гривен, деньги попросту «прогорят». Большинство родителей говорили: «Ну, что поделать, ну, поздно пришли деньги. Пусть ремонтируют школу. Это же наши дети!»
Чтобы не упустить ремонт, на осенних каникулах туалеты разобрали: оставили на всех четыре кабинки. Притом, что в лицее учатся 500 человек. Он, по местным меркам, весьма престижный. В отличие от многих школ на периферии, здесь есть компьютерный класс, а у каждого учителя - по компьютеру.
- Других проблем у нас нет. Мы закон не нарушаем, нельзя совмещать ремонтные работы с уроками в классах! Все было не настолько критично, как писали СМИ: дети учились на смешанной системе образования - младшая школа обучалась в классах, учителя водили младшеклассников в туалет на уроках. А средние и старшие классы приходили в лицей через неделю, - объясняют в горсовете. - Некоторые родители были недовольны возникшими неудобствами: подняли шум, ругались в социальных сетях, к нам даже телевидение приезжало. Однако большинство родителей отнеслись к ситуации с пониманием. Особенно после того, как мы показали состояние канализационных труб: их не ремонтировали 40 лет, и они уже были на грани.
Наша собеседница из горсовета вздыхает: конечно, был второй вариант решения проблемы - отказаться от денег, так как они поздно пришли, и ничего не делать.
- Но если мы упустим свой шанс, таких денег больше никогда не дождемся, - говорит она. - Это полностью государственные деньги. Местная власть их не выделяла. А когда средства выделят - зависит не от нас. Возможно, это произойдет перед летними каникулами. Тогда мы успеем обновить помещения за лето.
К слову, ремонт канализационной системы и отопления - второй этап ремонтных работ. Первый этап - крышу - лицей сделал в прошлом году.
- Крышу нам ремонтировали тоже во время учебного процесса. Но это внешние работы, поэтому дети в школу ходили. Некоторые даже не заметили, что у нас идет ремонт, - говорят в горсовете.
Следующий этап ремонта - внутренняя отделка помещения.
СПРАВКА
Сейчас в Красноградском лицее №4 учатся около 500 человек. Всего школа может принять 945 детей.
В конце октября лицей был награжден золотой медалью в номинации «Естественно-математическое образование в контексте Нового Государственного стандарта базового среднего образования: от знаний до компетентностей» на XIII Международной выставке «Инноватика в современном образовании-2021».