Помните гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки»? А сейчас близ Диканьки – Музей украинской свадьбы – другого такого в нашей стране нет. Он появился в селе Великие Будища Диканьского района в 2008 году – и это даже не просто музей, а место, где можно услышать обрядовые песни, где готовят популярные старинные украинские блюда и где воссоздают традиции украинской свадьбы XVII столетия.
Подробнее об этом интереснейшем месте, а также о том, как создавались семьи несколько веков назад, о роли матриархата в жизни наших предков и о том, почему невесте нельзя было отказать, «КП в Украине» рассказала основательница музея Оксана Трипольская.
Идея создать такое заведение пришла Оксане Трипольской более 10 лет назад.
- При нашем Доме культуры работал ансамбль «Берегиня». Участницы знали множество украинских народных песен, включая песни свадебного обряда, но увы, нигде не могли их исполнить. Куда бы мы ни пришли, нам говорили: «Не формат»! Так и возникла идея сделать украинский народный музей свадьбы. И мы его называем живым, ведь здесь звучат песни. А к каждой из них мы искали экспонаты, - рассказывает наша собеседница.
Оксана Трипольская. Фото: ФБ / Український народний музей весілля facebook.com/groups/721471351521201/
В течение пяти лет жители села приносили в музей старинные предметы одежды и посуду, которую находили в своих домах. Благодаря односельчанам сотрудники музея сумели воссоздать быт украинской семьи 100-летней давности. Поначалу встречи с гостями музея напоминали уроки «народознавства», но спустя время посетителей становилось все больше и больше. В итоге – музей стал официальным.
В музее также можно увидеть предметы быта наших предков - старинную посуду, сундук с приданым и другие экспонаты с ярким национальным колоритом.
- Каждый экспонат связан со свадебным обрядом. Мы продолжаем собирать вещи и иногда находим очень неожиданные экземпляры, - рассказывает Оксана.
Но живой музей не только потому, что здесь звучат песни. В отличие от других музеев, местные экспонаты – те же свадебные наряды и головные уборы - можно не только потрогать, но и примерить. Более того, уже появилась местная легенда: мол, девушки, которые надевали одно из музейных платьев, благополучно выходили замуж.
- У нас есть как украинские свадебные наряды, так и образцы современных платьев для бракосочетания. В 2008 году наш музей открывала одна из невест. Позднее она подарила платье 1949 года, в котором выходила замуж. После этого к нам начали приходить люди и оставлять одежду. Так у нас появилась собственная национальная свадебная коллекция.
Кроме предметов одежды в музее есть рушники. Самый раритетный рушник был соткан в 1917 году. Сотрудники музея даже отмечали его столетие.
- Один из наиболее старинных экспонатов – сделанный вручную горшок, который принес нам один из местных жителей. Около нашего села много курганов, и, по мнению специалистов, которые к нам приезжали, его могли изготовить еще во времена трипольской культуры. Если у нас когда-то появятся деньги, мы отдадим его на экспертизу и узнаем, сколько лет нашему экспонату на самом деле, - рассказывает наша собеседница.
А еще, по словам Оксаны Трипольской, к ним стали приходить молодожены, чтобы отпраздновать неофициальную часть свадебного обряда в украинском стиле или годовщину совместной жизни в браке. Гости музея могут не только услышать народные песни, которые исполняли на свадьбах наши прародители, но и спеть их.
- Официально брак заключают в законных местах, а неофициальную часть праздника предпочитают праздновать у нас, в народном стиле, чтобы подтвердить обряд, - рассказывает наша собеседница. - Особенно люди интересуются обрядом разрезания каравая. Раньше с помощью каравая объединяли судьбы молодых. Нас приглашают на свадебные торжества, чтобы мы связали судьбы молодоженов по всем правилам.
С помощью антуража, обрядовых песен и угощений сотрудники музея воссоздают свадебные традиции XVII столетия:
- Наши посетители сами становятся участниками свадебного действа. Мы поем обрядовые песни и подсказываем, что нужно делать. Многие говорят: представляете, а я откуда-то знал, как надо. Ничего удивительного! Все это заложено в нашей генетической памяти, - убеждена Оксана. - Один час свадебного обряда с песнями и угощениями обойдется в 450 гривен за час. Посетителей мы угощаем «шишками» – это сдобные булочки, которые делают на свадьбы. Можем изготовить свадебный каравай. Чаще всего предлагаем то, что готовили наши предки: капустняк, галушки, крупцы, пироги. Такой едой кормили гостей 100 лет назад.
Кстати, люди приходят сюда не только развлекаться. Это еще и стимулирует их узнать побольше о своем крае и о своей семье.
- Мы заботимся о том, чтобы люди не просто хорошо отдохнули, но побольше узнали об истории своего края. После посещения музея многие заказывают родословные: у людей появляется желание узнать о своих предках как можно больше, - говорит Оксана.
- Первое упоминание о нашей казацкой местности появилось в XVII веке. В то время к нам приезжал французский инженер Гийом Левассёр де Боплан. Он описал интересный обряд: девушка могла самостоятельно свататься за парня. В это время существовали элементы матриархата: значительная роль в свадебном обряде принадлежала женщине, - рассказывает наша собеседница.
Конечно, не каждая девушка сваталась к понравившемуся ей парню, но такие случаи бывали: женщина имела на это право. Невеста могла прийти в дом к матери жениха и сказать: хочу взять вашего сына в мужья. В большинстве случаев семья молодого человека соглашалась на брак, потому что отказать сватающейся девушке считалось грехом.
- Мы все знаем, что в качестве отказа потенциальному жениху выносили «гарбуз». Случаи, когда таким образом могли отказать девушке, не зафиксированы, - уверяет Оксана. - Традиция «давати гарбуза» пошла от Григория Квитки-Основьяненко. В его произведениях описаны подобные ситуации, которые, в свою очередь, и породили эту традицию. Кстати, девушка могла не только свататься к жениху. У Коцюбинского есть произведение, в котором описан любопытный случай: если парень обесчестил девушку, она имела право прийти в его дом, залезть на печь и сидеть там до тех пор, пока он не возьмет ее в жены.
Несмотря на значимую роль женщины в брачных традициях XVII века, отказать могли и потенциальной невесте. Однако такого сценария старались избегать, опасаясь санкций.
- Считалось, что отказ юноши отразится на всей его семье и будет действовать как проклятие. Более того, девушка имела право пожаловаться в церкви батюшке на такого хлопца, а священник мог наложить епитимью на всю его семью. Впоследствии такая семья должна была выплачивать штраф.
Оксана вспоминает, что сватающаяся невеста могла жить в семье будущего мужа не день и не два. И если родители парня видели, что она хорошая хозяйка, то соглашались на брак и посылали сватов.
- Даже сейчас, когда молодой человек приходит свататься к девушке, решающее слово остается за ней. От девушки зависит, вынесет она «гарбуз» или подаст «хустку». Вспомним «Наталку-Полтавку» Котляревского. Мама не заставляла свою дочь выйти замуж, а всего лишь просила: воля девушки имела большое значение, - рассказывает Оксана Трипольская.
А еще наша собеседница уверяет, что семейная жизнь молодых, которые отпраздновали свою свадьбу в музее, складывается хорошо.
- Пара, которая поженилась у нас первой, вместе уже 12 лет. У них растет сын. С большинством таких семей мы поддерживаем хорошие отношения. Воссоздание свадебных традиций - это ведь не просто красивый старинный обряд, а кодирование будущей судьбы. Мы верим, что слово материально. А тут молодые слышат столько добрых пожеланий! Все это очень важно.
Сейчас музей находится в местном Доме культуры, но у Оксаны есть мечта - построить усадьбу с красивым двором и полностью воссоздать быт украинской семьи прошлых столетий.
КОНКРЕТНО
Где: Полтавская область, Диканьский район, село Великие Будища, улица Юрия Кононенко, 33.
Почем: Цена на посещение музея вполне приемлема - 7 гривен для детей и 10 гривен для взрослых.
А вот пара, которая поженилась 43 года назад, решила «пожениться» еще раз. Фото: facebook.com/groups/721471351521201