65 лет назад нарком обороны СССР Иосиф Сталин издал знаменитый приказ № 227, который изменил ход Великой Отечественной
Приказ от 28 июля 1942 года более известен по неофициальному названию - «Ни шагу назад!». Тем летом войска вермахта прорвали нашу оборону и устремились к нефтеносным районам Кавказа и к Сталинграду. Отступление частей Красной Армии зачастую превращалось в паническое бегство. Стойкость, упорство, дисциплина - все полетело в тартарары. И Сталин приказал остановить вражеское наступление любой ценой. Власть прибегла к самым жестоким мерам: убегающих с боевых позиций встречал огонь заградительных отрядов.
- Этот приказ обозначил важнейший рубеж, перелом в моральном настрое войск, - говорит историк Юрий РУБЦОВ. - Надо было любой ценой упереться. И армия уперлась. По тому же приказу № 227 были введены штрафные части. И их наличие стало не самым последним фактором в достижении Победы.
Но в послевоенные годы история штрафбатов обросла всевозможными вымыслами. Сегодня мы попробуем отделить истину от мифов и легенд.
МИФ № 1
На фронт пригнали миллионы зеков ГУЛАГа
- Юрий Викторович, в современных фильмах - и художественных, и документальных - рассказывают, что штрафные части формировались сплошь из уголовников. И гнали туда зеков ГУЛАГа, причем миллионами...
- Это вымысел сценаристов! Есть архивные документы НКВД. В них говорится, что за все годы войны исправительно-трудовые лагеря и колонии досрочно освободили и передали в действующую армию более 1 миллиона человек. Из них только 10% были направлены в штрафники. Большинство же пополнили обычные линейные части.
- А сколько всего народа прошло через штрафбаты?
- За неполных три года, вплоть до 9 мая 1945-го, в штрафные части были направлены 427 910 человек. При ежегодной численности армии и флота в 6 - 6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна - от 2,7 процента в 1943-м до 1,3 процента в 1945-м. Так что преувеличивать роль штрафников на войне, как это нередко делают некоторые историки, писатели, киносценаристы, было бы необъективно.
- Но было бы несправедливым и приуменьшать их вклад в Победу?
- Согласен. За нее заплачена дорогая цена. Только в 1944 году среднемесячные потери штрафников составили более половины от общей их численности. Это в 3 - 6 раз больше, чем потери в обычных войсках.
МИФ № 2
Батальоны вели в атаку офицеры-штрафники
- Опять же в фильмах про войну показывают: в штрафбатах воюют в одном окопе рядовые и офицеры...
- Такое просто невозможно. По приказу № 227 в штрафбаты направляли только «средних и старших командиров и политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости». Эти батальоны насчитывали до 800 человек. А рядовых бойцов, сбежавших с поля боя, ссылали в штрафные роты (численность 150 - 200 человек).
- А командирами штрафбатов кого назначали? Неужели из числа тех самых «трусов да неустойчивых»?
- Нет, конечно. Командовали штрафбатами кадровые офицеры. И они получали особые льготы - выслуга месяц за полгода, ускоренное продвижение по службе и повышенный денежный оклад. А переменный состав (собственно штрафники) направлялись в батальон на срок от одного до трех месяцев.
- А как воевали штрафбаты?
- Это были обычные стрелковые формирования с легким вооружением - винтовками, автоматами. Чаще всего их направляли провести разведку боем, чтобы выявить огневые точки противника, взять штурмом высоту, захватить «языка» и т. п.
МИФ № 3
Александр Матросов был штрафником
- Какие самые известные заблуждения о штрафбатах сегодня тиражируют книги и пресса?
- Пишут, например, что в составе Брянского фронта Рокоссовского воевала целая бригада штрафников, которая и направлена была туда именно потому, что маршал - сам бывший заключенный.
Объявлены штрафниками моряки-добровольцы штурмового отряда майора Куникова, который в феврале 1943 г. захватил плацдарм на Мысхако в районе Новороссийска.
Об Александре Матросове тоже рассказывают как о штрафнике. Хотя он точно никогда не был в штрафбате. Матросов был воспитанником Уфимской трудовой колонии и попал на фронт по мобилизации.
МИФ № 4
Осужденные летчики сбили 500 самолетов
- А еще рассказывают, что летчики искупали вину в специальном воздушном штрафбате...
- Да, слышал я эти небылицы. Одна из весьма авторитетных российских газет дважды рассказывала о неких штрафных авиационных отрядах во главе с Героем Советского Союза Иваном Федоровым. Якобы группа штрафников численностью в 50 человек с августа 1942 года всего за три месяца сбила порядка 500 (!) самолетов врага. Цифра совершенно невероятная. По словам Героев Советского Союза генерал-лейтенанта Микояна и летчика-испытателя Щербакова, подобных достижений даже лучшие истребительные авиаполки добивались за 3 - 4 года тяжелейших сражений и ценой огромных потерь.
В архивах не обнаружено ни одного приказа, ни одного боевого донесения о действиях такого авиаотряда. Зато имеются документы о том, что летчиков отправляли на «исправление» в стрелковые части Сталинградского (Донского) фронта.
- А на флоте были штрафники?
- Да, флотские командиры тоже не избегали такой участи. Их, как и «собратьев» из авиации, тоже направляли в сухопутные штрафные части.
МИФ № 5
Женщин в штрафбат не брали?
- Недавно по радио мелькнуло сообщение, что были якобы штрафные части специально для женщин…
- Провинившиеся женщины-военнослужащие отбывали наказание в тылу. Правда, иногда были случаи их перевода в разряд штрафников - но только в первой половине войны. Например, военным трибуналом 164-й стрелковой дивизии была направлена в штрафную роту военнослужащая Кондратьева. Она отличилась в бою, после чего была не только освобождена от наказания, но и представлена к государственной награде. За мужество и героизм.
Такая практика прекратилась в октябре 1943 года - была издана директива начальника Управления военных трибуналов, запрещавшая направлять военнослужащих женского пола в штрафные части.
КИНО И НЕМЦЫ
Сериал «Штрафбат» - ляпы и ошибки
Этот многосерийный телефильм побил в рейтингах многие криминальные сериалы и даже «мыльные оперы». Миллионы зрителей смотрели его, разинув рот, - вот она, дескать, правда о войне. На самом деле в фильме полно неточностей.
На самом деле: командовали штрафными частями только строевые офицеры, чистые перед законом. А в самом штрафбате воевали только офицеры, не лишенные воинских званий. Поэтому ни рядовых солдат, ни уголовников там не могло быть и в помине. Их направляли в отдельные штрафные роты.
На самом деле: если штрафник был ранен, он сразу выводился в тыл и дальше участия в боевых действиях не принимал.
На самом деле: религиозная проповедь в расположении воинской части (любой, а не только штрафной), как и участие в боевых действиях человека в рясе в те времена воинствующего атеизма были напрочь исключены.
На самом деле: осужденный за бандитизм из лагеря на фронт все равно бы не попал. С такими статьями не брали.
На самом деле: содержание в штрафбатах не превышало трехмесячного срока. Ранение или смерть в бою автоматически считались искуплением вины. А за подвиги и проявленную на поле боя доблесть из штрафбата отпускали досрочно.
И еще несколько явных ляпов
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Зия БУНИЯТОВ, командир 123-й штрафной роты:
- Во время Висло-Одерской операции мне было поручено чрезвычайно опасное дело: преодолеть тройную линию обороны противника и выйти глубоко в тыл. Мы должны были взять заминированный мост длиной 80 метров через реку Пилица, при этом сохранить мост невредимым, так как по нему должна была пройти боевая техника. Мы выполнили эту задачу. Но какой ценой! В том бою из 670 бойцов в живых остались лишь 47. Всех уцелевших наградили боевыми орденами. А мне было присвоено звание Героя Советского Союза.
Кроме Зии Буниятова к высокому званию был представлен фронтовой разведчик Владимир Карпов. По некоторым сведениям (не подтвержденным документами), в штрафниках воевали еще три Героя Советского Союза - Владимир Ермак, Михаил Кикош и Иосиф Серпер.
КСТАТИ
За что попадали в штрафные батальоны