Ученые установили, что у этих насекомых-захватчиков есть свой язык, школы и оружие
Создатель первой русскоязычной интернет-энциклопедии о муравьях (
Войны с насекомыми
В своих романах Вербер очень красочно описал муравьиные войны: там и танки, и артиллерия. Причем противники активно изобретают новое супероружие. Писатель преувеличивает, но муравьи действительно единственные среди огромного мира беспозвоночных, кто использует оружие (если не считать яд и жало). Известен случай, когда муравьи забрасывали песчинками и кусочками почвы (камнями) вертикальную норку с крупными земляными пчелами, чтобы выманить их. Внутрь муравьи попасть не могли, так как пчела-стражник закрывала вход твердой хитиновой головой, как пробкой. Но муравьиный маневр удался: разъяренные пчелы выбегали из норки и попадали в лапы многочисленных муравьев. Есть и обратный вариант: муравьи одного вида замуровывают входы в чужой муравейник. А потом следят, чтобы «осажденные» не прокопали лазеек. Со временем запасы пищи в «крепости» заканчиваются, и голод выкашивает ее обитателей.
Чаще всего муравьи сражаются весной, когда восстают от зимней спячки и после зимы исчезли все охранные запахи. Нужно начинать заново делить территорию. Отряды фуражиров, разведчиков и воинов, встретив группу другого вида, нападают. Правда, никакого супероружия, как утверждает Вербер, у них нет. Мощные челюсти да муравьиная кислота, которую они впрыскивают в раны.
Как нападают на людей
Но муравьи могут атаковать не только насекомых, а любое существо, которое издает не «тот» запах. Человечество тоже не «так» пахнет. И каждый год из-за этого от муравьиных укусов люди гибнут десятками. Правда, жертвами становятся только те, которые оказались обездвиженными или попали в небольшое замкнутое пространство. Например, во Флориде недавно муравьи до смерти закусали 87-летнюю парализованную женщину. Они проникли в дом через трещину в стене. На теле старушки насчитали 1625 укусов. Убийцы вгрызаются челюстями, потом впрыскивают туда кислоту, и человек умирает от анафилактического шока. Другой случай был в ЮАР: от нападения насекомых погиб заключенный тюрьмы. Камера была очень маленькая, и убежать от хищников он не мог. А тюремщики не слышали его криков. Но это все-таки случайность, муравьи специально не охотятся на человека. Но если такая мысль придет им в голову, картина, описанная Вербером, может быть недалека от действительности. По крайней мере кочевые муравьи, обитающие в тропических районах Африки, о которых тоже упоминает писатель, легко уничтожают все живое на своем пути - будь то человек, зверь или насекомое.
Узнав, что на их деревню движется муравьиная семья, люди бросают все и уходят в лес. Зато потом некоторое время могут жить спокойно - в домах не остается ни тараканов, ни клопов. Правда, тот хозяин, который забыл спустить собаку с привязи, обнаружит только ее скелет. Кстати, уже сейчас в США ущерб от рыжих огненных муравьев, которые перегрызают электропровода, выводят из строя технику, уничтожают посевы, нападают на людей и животных, оценивают в шесть миллиардов долларов ежегодно.
А поговорить?
Муравьи общаются двумя способами: тактильно - позами и жестами - и с помощью запахов. Последний больше касается физиологии яйцекладки и общения между кастами. Определенные запахи, испускаемые маткой или, например, няньками, заставляют всех чувствующих его муравьев-рабочих нести коконы в определенное место. Вербер описывает некий суперкомпьютер, который синтезирует муравьиные запахи и принимает ответные сигналы. Но пока это фантастика.
Более понятный язык поз описан гораздо лучше. Если муравей «подлизывается» к сытому собрату (наклонил голову и быстро теребит и поглаживает его голову усиками), значит, говорит: «Дай поесть». Наиболее понятны позы угрозы. Открыл челюсти, поджал усики (как собака уши) - предупреждение «не подходи». Подогнул под себя и вперед брюшко с ядовитой железой на его кончике - «последнее предупреждение, стреляю кислотой». Прикасаясь усиками друг к другу, они передают важную информацию. Например, от разведчика к фуражирам - сколько раз и куда нужно повернуть на пути к кормушке, какого она размера...
Шанс договориться есть. Ведь язык муравьев, как и человеческий, не является врожденным! Ему надо научиться! Например, если муравьев сразу после рождения (выхода из кокона) изолировать и лишать контакта с другими взрослыми муравьями, то они не принимают участия в общении с разведчиками, вернувшимися в гнездо. Еще бы: их не обучили говорить. Муравьиные Маугли! Значит, владение языком жестов не инстинкт, а особое знание. И, наверное, его сможет понять когда-нибудь и человек.
Могут ли они думать
Ученые до конца не знают ответа. В пользу разумности муравьев есть несколько свидетельств. Например, они способны к обобщению и синтезу полученной информации. Был поставлен простой опыт в двух вариантах. В первом случае муравьи рождаются (выходят из коконов) в присутствии опытных рабочих-нянек, а во втором - в полном одиночестве. Оказалось, что в последнем случае молодые муравьи бросят личинки и коконы на произвол судьбы и даже не отличат их от чужих. Но стоит только в их неопытную молодую компанию поместить несколько старых муравьев, как молодежь постепенно приобретает у них новые профессии. Вот вам и муравьиная школа. Интересно и то, что у муравьев, как и у людей, процесс взросления длится долго, а это характерно только для сложносоциальных видов. Причем чем сложнее устроен вид муравьев, тем дольше обучение. У людей ведь тоже: одни ходят только в детсад и школу, а другие заканчивают вузы. Например, молодь примитивного прыткого муравья взрослеет уже на 3-й день после выхода из коконов, а для получения «аттестата зрелости» кроваво-красному рабовладельцу требуется две недели.
Есть аргумент и не в пользу разумности этих насекомых: нервная система муравья содержит всего около 500 тысяч нейронов. А у человека, например, в головном мозге 100 млрд. нейронов. Это означает, что муравей попросту не может думать - размеры не позволяют. Однако у ученых сейчас появилась версия о существовании гигантского распределенного мозга муравейника. По аналогии с компьютерами, соединенными через Интернет для решения определенных задач. Каждый муравей - мельчайшая частичка этого супермозга. Но возникает опять проблема: как эти частички связаны в единое целое? Кто наблюдал за муравьями, знает, что эти насекомые могут по непонятным причинам остановиться, резко поменять направление движения, сбросить свой груз и подхватить другой. Муравей получил какой-то сигнал о новой задаче? Но как? Это может быть только определенная электромагнитная волна. Правда, пока не доказано, что муравьи общаются посредством телепатии или радиоволн, но, возможно, открытия еще впереди.
ЦИТАТА В ТЕМУ
«Муравьи без труда пережили динозавров и, если что-то случится с нами, так же легко переживут и нас».
Эдвард Уилсон, профессор зоологии Гарвардского университета, самый авторитетный в мире ученый-мирмеколог.
ИТОГО
Мы их просто не замечали?
Муравьи строят многоэтажные дома, используют оружие, держат рабов, пасут скот и занимаются сельским хозяйством. И все же человек долго не видел в них ни братьев по разуму, ни конкурентов. Слишком уж они малы. И если бы не Бернард Вербер со своей трилогией, то, похоже, мы еще долго не посмотрели себе под ноги... Однако многое из того, что в книге выглядело фантастикой, оказалось научными фактами. Странно, что ученые-мирмекологи не слишком стремились довести их до широкой публики. Или не сводили все факты воедино? Специалисты давно пытаются «говорить» с обезьянами и дельфинами. А муравьи-то, похоже, гораздо умнее. Но их разум иной, и он до конца не изучен. Лишь 15 лет назад человечество додумалось до концепции «грид» (от англ. grid - сетка), когда вместе соединяют огромное число «маломощных» компьютеров и получается «супермашина». И только недавно ученые осознали, что по такому принципу может существовать и муравейник. Миллион (среднее число обитателей муравьиного гнезда) примитивных «недомозгов», объединенных вместе, создают «супермозг»...
Главное, чтобы все эти «супермозги» по всей планете не установили контакт между собой и, «поразмышляв», не пришли к выводу, что им жутко надоели некие двуногие. Ведь без наших асфальтовых дорог, вырубленных лесов, отравленных химикатами полей и т. д. муравьям жилось бы гораздо спокойнее.