21 ноября
Загрузить еще

ЧП под Львовом: "Поезд смерти" мог убить сотни тысяч человек

ЧП под Львовом:

В 60 километрах от Львова сошли с рельс 15 цистерн с ядовитым фосфором

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

16 июля

В зоне заражения оказались 11 000 человек

16.50. Состав с 58 вагонами опасного груза следовал из Казахстана в Польшу. На 12-м километре перегона Ожидов - Красное на скорости 55 км/ч часть грузового поезда неожиданно пошла под откос. 15 цистерн с жидким белым фосфором и 2 вагона с коксом оторвались от состава и свалились в трехметровый кювет.

- Судя по всему, от удара в одной из цистерн появилась трещина, - рассказали «КП» в пресс-службе МЧС Украины. - Токсичное вещество вспыхнуло. Место глухое. Вокруг - никого. Пока машинист сообразил, что делать, и вызвал диспетчера, прошло не менее получаса. В результате пожарные поезда прибыли и начали тушить ядовитые цистерны только в 20.30.

/upimg/material/CIMG203.jpg

/upimg/material/CIMG203.jpg

20.30. К этому времени полыхали уже 6 цистерн. Вскоре образовалась темная туча из продуктов горения. По данным МЧСников, зона поражения вырвавшихся в воздух токсичных фосфорных паров - около 90 квадратных километров. Сюда попали 14 населенных пунктов, в которых проживают около 11 000 человек.

23.30. Локализован пожар пяти цистерн. Огонь не потушен. Выбросы ядовитых паров в воздух продолжаются. Во время тушения пожара и ремонтных работ пострадали 13 человек (МЧСники, железнодорожники и военнослужащие внутренних войск). Все они госпитализированы, трое доставлены в реанимацию.

17 июля

Ветер гонит токсичное облако в сторону России

07.00. Работы по ликвидации пожара ведут уже шесть пожарных поездов. Начинается эвакуация людей - из близлежащих сел во Львов вывозят 793 человека.

- Жители покидают свои дома только по собственному желанию, - сообщил «КП» пресс-секретарь управление МЧС во Львовской области Павел Василенко. - Сейчас отсутствует угроза, в связи с которой необходимо принудительное отселение людей. Что касается пострадавших, то до обеда в лечебные заведения обратились 19 человек. Опасных для жизни отравлений не зафиксировано.

08.00 - 10.30. На место происшествия прибыли министр МЧС Нестор Шуфрич, министр транспорта и связи Николай Рудьковский, а также вице-премьер-министр Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Александр Кузьмук, заявивший: «Эта катастрофа могла стать вторым Чернобылем!» Дело в том, что если бы вспыхнули все цистерны, то ядовитые пары могли разлететься по всему региону. Принимая же в расчет тот факт, что смертельная доза белого фосфора составляет десятую долю грамма, то яда хватило бы, чтобы отравить сотни тысяч человек.

/upimg/material/CIMG2023.jpg

/upimg/material/CIMG2023.jpg

- Сейчас на месте события изучается, как ликвидировать последствия катастрофы, - сообщил вице-премьер.

Из этих слов становится ясно, что Украина не имеет достаточно средств и специалистов для решения подобных проблем. Но почему тогда государство открывает железнодорожный коридор для перевозки опасных грузов из-за границы?

11.00. Продолжается локализация отдельных очагов пожара. На тушение огня использовано более 40 тонн пенообразователя.

12.00 - 16.00. Эвакуированы еще более двухсот человек, всего - более тысячи. Пожар окончательно потушен.

P.S. В день аварии и вчера ветер дул с юго-запада, то есть в сторону Белоруссии и России. Правда, по словам сотрудников Украинского гидрометцентра, порывы были очень слабыми, и ядовитые пары за это время вряд ли успели долететь до границы. Вчера же ветер немного усилился, но направление не сменил.

ЛИКБЕЗ «КП»

Белый фосфор (его еще называют желтый или тетрафосфор) - наиболее используемая форма фосфора. В чистом виде - бесцветное стекловидное вещество. Транспортируется и используется в жидком растворе. Применяется в основном в сельскохозяйственной промышленности для изготовления минеральных удобрений.

Высокотоксичен, опасен для человека. Допустимая концентрация в воздухе - 0,03 миллиграмма на 1 кубометр. Смертельная доза - от 0,1 грамма на кубометр.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Диверсии и поджога не было!

Начальник ГУ МВД Украины во Львовской области Михаил ЦИМБАЛЮК:

- Умышленный поджог отпадает однозначно. Сейчас рассматриваются другие версии, касающиеся технических моментов или погодных условий (например, температура воздуха). Но пока комментировать что-то детально не в моей компетенции.

Генеральный директор «Укрзалізниці» Владимир КОЗАК:

- В результате аварии повреждены 130 м пути, одна опора контактной сети и 15 вагонов. Уже готовы к работе восстановительные поезда, и после разрешения правительственной комиссии на ремонт все неполадки будут устранены в течение 4-5 часов. Версию о диверсии я даже не рассматриваю. Сейчас проверяются три основные причины аварии:

  • состояние верхнего строения пути,
  • состояние подвижного состава,
  • несоблюдение правил перевозки опасных грузов.

Хотя предварительная проверка показала, что пути были в хорошем состоянии. Пассажирские поезда могли двигаться по нему со скоростью 120 км/ч, а грузовые - 90 км/ч.

КСТАТИ

/upimg/material/CIMG2029.jpg

/upimg/material/CIMG2029.jpg

Почему в Украине нет специалистов?

На этот вопрос «Комсомолке» ответил завотделом транспорта, коммуникаций и энергетики Национального института проблем международной безопасности Игорь КОРНИЛОВ:

- В Украине нет специалистов конкретно по фосфору. Причина не в том, что их не готовят университеты, а в том, что когда требуются соответствующие эксперты, их вполне могут заменить химики-технологи из МЧС. В данном случае, например, могут помочь спасатели из Львовского, Тернопольского или Ивано-Франковского управлений по чрезвычайным ситуациям. У них есть необходимые навыки и базовые знания для ликвидации такой аварии.

КОМПЕТЕНТНО

Насколько выброс опасен для людей?

Отвечает академик Академии медицинских наук НАН Украины, автор «Книги о ядах и отравлениях» Исаак ТРАХТЕНБЕРГ:

- Прежде всего хочу сказать, что не стоит так уж сильно пугать людей белым фосфором. Это не самое опасное вещество. Хотя, конечно, остерегаться его стоит. При контакте с кислородом оно воспламеняется. В результате выделяются пары оксида фосфора. Вдыхая их, человек как раз и может отравиться.

При остром отравлении возможна масса симптомов. Сначала - жжение во рту и желудке, головная боль, отрыжка с характерным запахом чеснока. После - рвота, понос. Согласен, неприятные ощущения. Но чаще всего этим и заканчивается. Естественно, если сразу обратиться к врачу.

/upimg/material/CIMG2027.jpg

/upimg/material/CIMG2027.jpg

Хуже, если отравление тяжелое. Его получают те, кто находится непосредственно возле источника утечки токсичных паров или тяжелобольные. В этом случае страдают кровеносная и нервная системы, очень большая нагрузка идет на печень. Если у человека есть хронические заболевания, они могут обостриться. Тяжело переносят подобное отравление дети. Как правило, даже от тяжелого отравления можно спасти, но и вероятность летального исхода очень высока. Тут все зависит от индивидуальных особенностей организма, возраста, болезней.

- Как можно уберечься от отравления?

- Жители сел, которые оказались в эпицентре катастрофы, уже попали под воздействие паров. Естественно, им надо поменьше гулять сейчас на улице, особенно возле места аварии. Желательно не пить воду из колодцев. Животных тоже лучше держать в «тепличных» условиях. Но все же местных жителей нужно на несколько дней эвакуировать. Особенно детей, для которых пары фосфора особо опасны.

Вообще из подобной аварии надо не сенсацию раздувать, а делать выводы. Например, ответить на вопрос: насколько мы готовы к таким ситуациям? Я знаю, ни экологические, ни медицинские организации у нас вряд ли что-то толковое сделают. Могут ли они оперативно произвести все замеры и анализы? Достаточно ли специалистов по химическим отравлениям? Эта ситуация должна показать готовность страны к катастрофам.

ВОПРОС РЕБРОМ

Как к нам попадают такие грузы? Все довольно просто - дело в деньгах

/upimg/material/CIMG2030.jpg

/upimg/material/CIMG2030.jpg

Как сообщили «Комсомолке» в пресс-службе «Укрзалізниці», именно за счет грузовых перевозок покрываются убытки пассажирских. Не удивительно, что за транзитные пути на мировом рынке идет настоящая борьба. И Украине в этом плане крупно повезло. Географически.

Но если с денежной стороной все ясно, то с обеспечением безопасности не совсем. Есть правила перевозки опасных грузов, которые нужно неукоснительно соблюдать. Ведь не могло бы произойти ЧП подобного масштаба, будь все правила соблюдены до единого.

- Сейчас стоит вопрос, в каком состоянии были цистерны, в которых перевозился фосфор, - объяснили «КП» в железнодорожном ведомстве. - Что касается остальных правил, то, по предварительной информации, ни одно из них нарушено не было. Даже сопровождающее лицо ехало вместе с грузом.

А между тем по нашей стране круглосуточно колесят такие вот вагоны и контейнеры с радиоактивным содержимым. И пути их могут пролегать даже через большие города, а не села, подобные тем, что во Львовской области. И кто тогда даст гарантию, что тот же Киев не станет жертвой очередного «Чернобыля»?

МНЕНИЕ

Владимир БОРЕЙКО, директор Киевского эколого-культурного центра: Бабуля может из своего колодца хлебнуть отравленную воду

- Только с начала года по Украине было 5 происшествий подобного характера! Наша страна входит в эпоху серьезных техногенных катастроф. Причин тому много. Мы эксплуатируем оборудование, построенное в советские времена. Оно уже сильно изношено. Сегодня на места, где раньше работали квалифицированные специалисты, приходят люди без опыта, многие из которых попросту купили дипломы под теплое место. Природоохранные службы и МЧС не способны к профилактике таких ситуаций и борьбы с ними, а государство преступно мало выделяет денег на защиту природы.

Проблема в том, что разлившийся фосфор поразит поверхностные, а самое главное - грунтовые воды. Это значит, что через какое-то время за 60 км от места трагедии бабуля может из своего колодца хлебнуть отравленную воду и раньше времени отправиться на тот свет.

Еще один нюанс - после аварии необходимо вести длительный мониторинг ситуации на месте. На это нет ни финансов, ни техники, ни специалистов. Да, сейчас снимут слой грунта, сделают разовый замер и уедут. А люди останутся там жить.

Крестьяне из села Ожидов, возле которого произошла техногенная катастрофа,  не хотят оставлять домов и хозяйство

Они продолжает жить в отравленном фосфором месте

На околицах села Ожидов на Львовщине, где вчера вечером перевернулся состав с фосфором,  множество пожарных машин, кареты скорой помощи, военные палатки, медики в респираторах, мужчины в формах спасателей и камуфляже...

За несколько километров до населенного пункта  виден огромный столб дыма, который поднимается над железной дорогой. А все поля и окрестности покрыты белым туманом, в некоторых местах даже не  видно домов.

Опустевшие улочки Ожидова будто попали в какую-то зону отчуждения. Окна и двери закрыты наглухо, во дворах - тишина, не видно ни людей, ни птиц. На пастбищах не выпасают коров, не слышно детского смеха, хотя сейчас каникулы и большинство детишек в селах у бабушек с дедушками. Вот у калитки стоит девчонка лет тринадцати, прикрывая рот и нос платком (видимо, трудно дышать).

- Ты зачем приехал? Я же говорила: сиди дома! - откуда ни возьмись, выбежала на дорогу женщина в респираторе и закричала на мужчину в легковушке.

- Подождите! Можно с вами поговорить? - спрашиваем на ходу. Но в ответ женщина отрицательно машет  руками и скрывается во дворе.

- Что у вас тут? - спрашиваем у прохожих.

- Вам ничего говорить не будем. Мы вообще не местные, - отвечают мужчины и садятся в машину.

- Вас предупреждали, что оставаться здесь опасно?

- Предупреждали, но мы ничего не боимся.

Вот старушка заходит к себе во двор.

- Извините, можно с вами поговорить, - кричим на ходу. - Вы знаете об аварии?

- Да, конечно знаем, но что же нам делать? У меня, например, хозяйство, корова, куры. Не оставлю же я их, чтобы все разворовали. Поэтому никуда уезжать не собираюсь, - говорит женщина. - С нашей улицы увезли только детей, а все взрослые остались, сторожить свои дома и хозяйство.

Такого же мнения и ее соседи -  пан Иван с женой и двумя детьми:

- Мы не только слышали, но и видели, - рассказывает очевидец. - Вчера как раз в это время мы пасли коров, и вдруг видим: поднимается огромный столб дыма, к верху расширяется и превращается в тучу. Никакого взрыва или другого шума не было, все тихо-спокойно. А потом уже идем с пастбища, а соседи рассказывают, мол, авария на железной дороге, поезд взорвался. Но толком еще ничего не знали. Сейчас вот ждем автобус, чтобы отправить детей во Львов, обещали в лагерь какой-то (они у нас аллергики, очень трудно переносят подобное). А сами никуда не уедем - на кого хозяйство оставим.

Коров в Ожидове держат в сараях, выпасать нельзя, кормят только сеном. Во всех селах, на которые распространилось фосфорное облако, работают бригады скорой помощи и осматривают всех жителей. А каждый, почувствовавший недомогание, может сразу же обратиться к врачу. Правда,  в Ожидове мы не заметили ни одного врача или машины скорой помощи. Только вот милиционеры стоят на каждом углу.

Только цифры

Из 14 сел Буського района, потерпевших в результате аварии, эвакуировали больше 600 человек, в основном детей. Госпитализированными остаются 20 человек, состояние их здоровья в норме, только двое потерпевших в тяжелом состоянии. Один их них сотрудник МЧС, страдающий хронической астмой. В воздухе двух сел - Куты и Гумныська - зарегистрировали повышенное содержание фосфора.

Села опасной зоны

Ожидов, Йосиповка, Соколивка, Переволочно, Губисько-Турянское, Турье, Лисове, Стовпень, Чаныж, Топорив, Брахив, Гумнисько, Куты, Боложенив, Янгеливка.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ

Ночью пожар потушили,но вчера утром все началось снова

Корреспондент «КП» побывал на месте аварии казахского поезда

Ближайший городок к месту аварии - село Ожидов. Железная дорога видна из окон крайних домов. Страшную новость в это село сразу после аварии принес начальник местной железнодорожной станции. Сразу после крушения он проехал по селу на машине и кричал: «Люди, закрывайте окна и двери, потому что на дороге ЧП». А люди стояли возле домов и смотрели на поднимавшийся к небу дым и бело-мутное, как молоко, облако.

Больше половины местных - в основном молодые и те, у кого были дети – сразу покинули село. Кто уехал на автомобилях, а кто даже вызвал такси из райцентра. В Ожидове остались одни старики.

- А куда ехать? - говорит Зинаида Гудима из Ожидова. – У нас здесь хозяйство, надо за коровами и свиньями ухаживать. Кормить скотину можно только сеном - тем, что уже успели заготовить.

Дым от цистерн с фосфором продолжает подниматься. Все местные жалуются на то, что у них першит в горле, голова тяжелая. Повсюду - ужасная вонь. Неподалеку от Ожидова - оперативный штаб. Работают сотрудники МинЧС, Минобороны, медики, инженеры. Все поле у железной дороги забито спецтехникой, она продолжает прибывать. Руководит штабом вице-премьер Александр Кузьмук (он намерен не уезжать отсюда до конца спасательных работ).

- Ночью специалистам МЧС удалось потушить пожар, но с утра все начало гореть снова, - рассказал Кузьмук «КП». - Фосфор самовозгорается при температуре выше 30 градусов. Возле железнодорожного полотна днем было +36. Пожарные поливают цистерны водой, чтобы они не нагревались. Завтра приедет комиссия с завода-изготовителя, они будут решать, как проводить утилизацию. Железнодорожное полотно возле Ожидова новое. Но по нему без проблем уже прошли 7 товарных составов.

Почему произошла авария?

Генпрокуратура уже возбудила уголовное дело по факту случившегося. Официальные версии пока не озвучены. Впрочем, местные жители рассказывают о том, что обсуждалось вчера между спасателями и руководством местного сельсовета.

По их словам, Польша, принимавшая груз из Казахстана, потребовала герметически закупорить цистерны с фосфором. Между тем, по правилам, фосфор перевозят залитым водой, а в цистернах оставляют вентиляционные отдушины. Кто-то додумался забить отверстия – в результате одна из цистерн не выдержала внутреннего давления и взорвалась.

Кстати, местные говорят, что вчера около 12 часов взорвалось еще несколько цистерн. В селе тут же началась паника. Желающие уехать бросались под колеса автомобилей и автобусов, чтобы их вывезли в безопасное место.

«КП» не берется судить, насколько достоверна эта версия. О том, что происходит на месте катастрофы, читайте в завтрашнем номере.