Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Константин СТОГНИЙ: «Дети пиратов умоляли нас покормить их»

Съемочная группа известного журналиста Константина Стогния успела в Кению как раз к моменту освобождения «Фаины». Начав свое расследование, ребята попытались немного приподнять занавес над затянувшимся переговорным процессом и вопросом происхождения танков с оружием на злосчастном сухогрузе. Для этого журналисты сделали  невозможное: пересекли кенийскую границу и проникли в Сомали - страну, в которой уже много лет царит анархия.

Пираты на «работе»...

АЭРОПОРТ КОНТРОЛИРУЮТ ДВЕ БАНДЫ

- Когда мы ехали в Африку, знающие люди предупредили нас о местной специфике, - рассказывает Константин Стогний. - Белый человек там для многих - источник наживы. Мы это отчетливо поняли в первый же день. Понимаете, можно серьезно попросить человека освободить «Фаину» или достать с Марса камень. Он согласится, но попросит наперед деньги! В дальнейших своих путешествиях мы четко соблюдали правило игры: хочешь что-либо разузнать - сразу плати.

Пребывание в сравнительно цивилизованной Кении украинцев не устраивало. Тем более что недалеко от кенийско-сомалийской границы располагается селение племени дорад, которое и захватило «Фаину». Ребята решили любыми путями пробраться в Сомали.

- Нам дали понять, что сомалийцы промышляют похищениями людей даже с кенийской территории, - продолжает Константин. - Выслеживают обитателей приграничных поселков и, если знают, что за человека реально получить выкуп, годами держат его у себя, выжидая желанных денег.

Мы решили добираться самолетом. Единственный действующий в Сомали аэропорт - в столице страны Могадишу - оказался небольшим зданием и двумя взлетно-посадочными полосами. Как выяснилось, каждая из них контролируется разными бандитскими группировками.

...и на отдыхе (справа - журналист ICTV Константин Стогний).

В Кении нашим журналистам сообщили: приземлиться они смогут, только заплатив мзду лидерам этих банд. В противном случае пираты возьмут пассажиров в заложники и разграбят все их имущество. Бывали такие случаи, когда разъяренные отсутствием «взятки» чернокожие беспредельщики стреляли по самолету, не давая ему приземлиться, и пилоты разворачивали машину.

- Мы передали нужную сумму, надеясь, что в течение дня попадем в Могадишу, - говорит Стогний. - Однако к вечеру узнали, что вожака группировки, которая контролирует нашу полосу, убили, и теперь с нас требуют за посадку уже его конкуренты. Передавать купюры второй раз было невыгодно и опасно. А если бандиты начнут стрелять по самолету, а на обратную дорогу в Кению не хватит топлива?! И мы решили пересечь кордон пешком.

В целях безопасности журналисты наняли отряд из восьми человек с автоматами. Сопровождение влетело в копеечку, зато проводники хорошо знали регион, и в нужное место журналисты пришли без эксцессов. 

НИЩИЕ РАЗБОЙНИКИ

- Расскажите, как живут современные пираты?

- Поразительно, но они нищенствуют, как и жители других африканских стран! Страдают от голода и нехватки воды. За то, что мы пожили в хижинах один день, с нас потребовали кучу денег. Поскольку наличных у нас при себе не было, пришлось расстаться со своими армейскими сапогами. Когда мы раздавали их детям конфеты, малыши от жадности содрали с нашего оператора микрофон и просили дать им покушать чего-то посытнее.

- Куда же деваются деньги, полученные в качестве выкупа за корабли?

- Рядовым пиратам (их еще называют «кэмэл» – верблюды) перепадает малая часть этих средств, которых едва хватает на жизнь. А если и достается хороший куш, то они предпочитают потратить его не на еду, а на оружие или технику. Например, в камышах недалеко от поселка мы обнаружили дорогой двигатель от моторной лодки. Выяснилось, что он принадлежит одному из захватчиков «Фаины», которому дали за его работу около 10 тысяч долларов.

- Пираты поделились с вами подробностями захвата судна?

- Да. Они рассказали, что корабль по очереди грабили три племени. То, в котором гостили мы, захватило корабль первым и унесло оттуда самые ценные вещи. Они готовы были отпустить сухогруз в первые же дни всего за миллион долларов. Но, когда переговоры затянулись, решили уступить «Фаину» «коллегам» из другого клана, а те в свою очередь передали контроль над ней следующим хозяевам.

Фильм о пребывании тележурналистов в пиратском племени смотрите скоро на ICTV.