22 ноября
Загрузить еще

Окно в природу: Пишем, что наблюдаем

Окно в природу: Пишем, что наблюдаем
Фото: Заготовка желудочных «жерновов». Фото В. КУДРЯШОВА

Охотник и фотограф Валентин Твертин (Курганская область) незадолго до смерти мне написал: «Тропил я зайца. Он вскочил с лёжки, и тут я увидел: за ним охочусь я не один. Интересовалась зайцем залетевшая в наши края полярная сова. Оценивая две опасности, заяц побежал в мою сторону и, конечно, протянул ноги от выстрела. Удивительно, но минут через двадцать ситуация в точности повторилась, и я убил еще одного зайца. Был потом третий - тоже побежал от совы в мою сторону... До сих пор грызет меня совесть: зайцы-то у меня искали защиты...»

А другой человек правильно понял свою миссию. Шел рязанец Денис Чеботарёв по тропинке в сторону гаражей. У овражка обратил внимание на собаку, она как-то странно себя вела - иди, мол, за мной. Сергей пошел, и собака привела его к глубокой канаве, в которую, переходя дорогу, свалился её щенок. «Надо было видеть, какими счастливыми убегали, оглядываясь на меня, мать и сынок».

«Обитатели двора хорошо понимают друг друга и часто готовы прийти на выручку, если кто-то попал в беду, - пишет из Алтайского края Александра Евстафьевна Казакова. - Цыплят у нас одолевали молодые крысята. Наседка их прогоняла. А однажды из курятника мы услышали вопли наседки - в гости пожаловала матёрая крыса. Наседка её клевала, била крыльями, лапами. Вместе с нами на крик в курятник прискочил кот и моментально прикончил крысу. С того раза, как только из курятника слышался крик о помощи, кот мгновенно бежал туда».

Взаимовыручка существует и в дикой природе. «Как-то в начале июня собака буквально потащила меня на поводке к местечку, где орали вороны и тревожно крякала вблизи прудика утка. Мы увидели нападение умных хищников на беззащитный молодой выводок. Как оказалось, вывелись утята на девятом этаже дома и только что приземлились. Мать выбивалась из сил, стараясь в траве собрать и защитить от разбойниц своих малышей. Мы не всех утят видели и не знали, как помочь утке. А вороны в охотничьем раже на людей не обращали вниманья. И вдруг откуда-то появился селезень - мы даже отпрянули от его решительного полета. Вороны его встретили готовностью драться. Селезень в драку не ввязывался - вертелся среди ворон, то садясь, то взлетая. Двух-трех минут отвлеченья разбойниц хватило утке собрать еще не знающих жестокостей жизни малюток и добежать с ними до зарослей пруда. Мы все облегченно вздохнули. И даже собака, разинув рот, с удивленьем глядела на взлетевшего селезня, хорошо понимая, насколько вовремя он появился. И. Суркова. Москва».

Теперь о разных мелких курьёзах. «Вы представить не можете, как любят верблюды вяленую рыбу. Гору этого блюда могут хладнокровно жевать и час, и другой», - пишет Л. Исаенко из Смоленска. Этому можно верить. На Камчатке и на Аляске коровы охотно едят селедку. Вегетарианцы сазаны в Каракумском канале, куда вода была пущена, сразу оценили её приветливую теплоту. Но растительности в воде еще не было, и сазаны  на время сделались хищниками. А легко ли представить хищником зайца? В бескормицу при морозах и глубоких снегах зайцы едят куропаток, попавших в капканы к охотникам.

«Жизнь в нашем дворе свела двух собак. Сначала не ладили, - пишет с Оки Екатерина Васильевна Сосновская. - Чтобы собаки сдружились, муж стал привлекать их игрой на баяне. Дворняжка Тимка сразу начала музыке подвывать, а болонка Беляна головой вертела, не понимая, что происходит. Но однажды и она подала довольно противный голос. Муж немедля подкрепил инициативу кусочком мяса, и Беляна поняла выгоду пенья. От этого хора у меня даже голова зачесалась. Муж стал устраивать концерты в дальнем углу сада под яблонями. И тут случилось нечто удивительное - с яблонь посыпались гусеницы. И пошло! Как только «концерт» - сразу дождем сыпятся гусеницы. Как объяснить это, не знаю. Нечаянно можно и какое-нибудь открытие сделать».

О дружбе еще двух собак пишет из Рязани Наталья Викторова: «Звали у нас одного кобелька Портос, другого Рем. У Портоса была привычка гоняться за курами, и его посадили на цепь. Рем за друга очень переживал. Подолгу сидел с ним рядом, приносил ему разные собачьи лакомства, даже стал воровать куриные яйца для друга. Мы всё это прощали, восхищаясь силой дружелюбия пса».

«Коровы по натуре своей трусливы, хотя храбро защищают телят от волков. Но вот что могло до смерти испугать нашу Розу, - пишет из Дубровичей П. Кириченко. - Есть такое краснопузое существо - лягушка или что-то, похожее на лягушку, - жерлянка. Наша Роза, увидев однажды жерлянку, заинтересованно стала её разглядывать, нагнулась даже понюхать. И то ли запах, то ли выставленное напоказ брюшко так напугало корову, что бедняга кинулась спасаться в сарай, опрокинула лестницу на сеновале, поломала ограду в курятнике. Еле-еле всем домом успокоили Розу».

(И маленький почти смешной курьез. В нашей публикации «Зимний стол» по техническим причинам в числе мышеедов - лисица, ласка и горностай - был упомянут лось.)

Иобратимся к дикой нашей природе. Важное лицо в ней, конечно, медведь. Зверь серьезный, хотя человека не без основанья побаивается. И человека тоже медведи пугают. Игорь Тимохин из Запорожья пишет о своей пограничной службе: «Повадился ходить к нашей заставе медведь - избаловали по глупости угощеньями. Однажды медведь появился с бедой. Вылизывал жестянку из-под консервов, и она впилась ему в губу. Сообразил зверь явиться за помощью. Что делать? Я решил провести в общем-то несложную операцию. Ребята с автоматами наготове стояли рядом, пока кромсал я ножницами проклятую банку из-под «леща в томате». Но все кончилось благополучно. Медведь понимал, что надо терпеть. И еще больше привязался к нашему подразделенью. Мы привыкли к мохнатому попрошайке и совсем не боялись, когда медведь, как шпион, с любопытством наблюдал за всем, что делалось на заставе.

Воду возили мы в бочке из неподалеку текущей маленькой быстрой речки. И однажды вдруг видим, тащит мишка телегу с бочкой к реке. Интересно!.. Отцепив ведро, помощник наш стал черпать воду в реке и лить в бочку, постукивая по ней лапой, - по звуку определял: полна или нет? Мы были молодые, любознательные и глупые. Кому-то в голову пришло вынуть деревянный кляп у дна бочки. Льет медведь воду, а бочка гудит, не наполняется. Поняв, в чем дело, Михайло рассвирепел, схватил оглобли и покатил наш водовозный снаряд прямо в воду. Бочку с возу он выкинул и почему-то начал реветь. Я тогда близок был к «дембелю» и не знаю, чем кончилась наша дружба с медведем».

И еще один пограничник (Сергей Макидо) написал о медведях. «Дело было на Дальнем Востоке. Дорога там шла параллельно контрольной следовой полосе и вблизи от нее. От дождя ночью в низине образовалась большая лужа, затопившая и дорогу, и КСП. Нарушив немного устав, двинулись мы цепочкой по тропе, обходя лужу. И видим: навстречу по той же тропе движутся три медведя - тоже не хотят мочить лапы. Что делать? Сержант-сибиряк А. Соловьев скомандовал: «Автоматы с предохранителей снять. В глаза медведям не смотреть. Резких движений не делать». А медведи неподалеку на тропе стоят, ждут, что мы уступим дорогу. А мы идём. Медведи лишь на три-четыре шага отступили с тропы. Стоят, отвернув от нас морды. В штанах у нас было сухо, но страху, конечно, мы натерпелись. Всю жизнь буду помнить, как это было».

Ипосмотрим на снимок. Сделал его в Сибири работник Окского заповедника Владимир Кудряшов. Возил он расселенья бобров и слегка задержался - прихватило его начало зимы. Как всякий натуралист, Володя заинтересовался прилетами к берегу речки двух глухариных стай. «В бинокль хорошо было видно: глотают мелкие камешки. Птицы зубов не имеют, а грубая пища требует «жерновов», и птицы обзаводились ими перед зимой. Я заметил: особо охотно глухари глотали небольшие осколки стеклянных бутылок, и стал ежедневно готовить им в нужном месте  богатую россыпь. Это позволило мне открыть нечто, похожее на фотоателье, - птиц я снимал с довольно близкого расстоянья. На этой картинке запечатлен момент запасения глухарями крайне нужного им в зимнее время продукта».