Британским ученым удалось записать звуки, которые раздаются в муравейнике. Джереми Томас из Оксфордского университета узнал, чем отличаются друг от друга песни рабочих муравьев вида Myrmica schencki и их матки. Насекомые потирают лапками брюшко, куда вмонтированы своеобразные медиаторы; издаваемые звуки различаются по частотности и ритмичности, пишет infox.ru.
Ну а там появились и насекомые Остапы Бендеры. Песням матки в корыстных целях научились подражать гусеницы и куколки бабочки голубянки Ребеля Maculinea rebeli. Работает это так: разжирев на зеленых листьях, гусеницы спускаются к муравейнику и начинают издавать призывные звуки. Муравьи принимают гусениц за свою собственную матку и спешно уносят в центр гнезда, где заботливо их кормят и ухаживают за ними.
Для человеческого уха звуки, издаваемые маткой и голубянками, совершенно не кажутся похожими. По словам Томаса, человека, явно влюбленного в свою науку, «Королева творит красивую, богатую тонами песню, в то время как гусеницы и куколки издают примитивное шуршание. Однако рабочие муравьи слышат звук иначе; они воспринимают вибрации с помощью сенсоров на лапках».
Томас выяснил, как именно гусеница издает звуки — ведь у нее нет лапок, чтобы тереть брюшко. Оказалось, что она производит их с помощью продолжительных мускульных спазмов. Куколки же дают о себе знать, потирая окружающую их твердую оболочку. «По методу это похоже на игру на гитаре», — отметил британский энтомолог.
Томас провел эксперимент. Он проиграл гусеничную песнь в глубине муравейника, на что рабочие муравьи отреагировали в точности так же, как и на зов своей матки. Они собрались вокруг источника звука и, недвижимые, стояли, разинув мандибулы. В такой позе они могли оставаться часами, отметил Томас. По его словам, гусеницы умеют устанавливать местоположение реальной матки и держаться от нее подальше для собственного блага.
В январе 2008 года британец Дэвид Нэш из Копенгагенского университета доказал, что родственный голубянке Ребеля вид голубянки Алькона Maculinea Alcon научился вырабатывать такой же запах, как и у личинок муравьев, за счет чего и паразитирует.