Киевский Музей русского искусства собирается выставить единственный ювелирный эскиз великого художника, 121 год пролежавший в запасниках.
Две переплетенные подковы - этот ювелирный эскиз Михаила Врубеля будет теперь экспонироваться в Музее русского искусства. Как выяснилось, эскиз пролежал в запасниках хранилища более ста лет, и лишь теперь его увидят посетители. Но выставляться работа великого художника будет не одна: украинские мастера из ювелирного дома «Лобортас и Карпова» за три месяца (а это очень короткий срок для изготовления подобного украшения) подарили музею брошь, один к одному выполненную по эскизу.
Ювелирный эскиз кисти Врубеля поразил мастеров скрупулезной прорисовкой деталей, столь несвойственной натуре художника.
- На самом деле Михаил Врубель был человеком порывистым и импульсивным, - подтвердил «КП» директор Музея русского искусства Юрий Вакуленко. - Однако у нас нет ни малейших сомнений, что эскиз нарисован именно им. Несмотря на всю импульсивность, свои орнаменты Врубель исполнял очень тщательно. Сомнений в авторстве нет, тем более что эскиз находился в альбоме с другими работами художника.
Благодаря тщательной прорисовке деталей ювелирам удалось с максимальной точностью изготовить брошь.
- Себестоимость изделия небольшая, - говорят представители ювелирного дома. - Но мы надеемся, что имя Врубеля и экспонирование в музее этой работы позволит в ближайшие годы довести ее ценность до сотен тысяч долларов - как это произошло с яйцами Фаберже, которые были сделаны из серебра, а оно в то время стоило дешевле бумаги.
По мнению работников музея, две переплетенные подковы, изображенные на эскизе, символизируют единение двух славянских культур - русской и украинской.
Однако мы не могли не заметить разительное сходство старинного эскиза с эмблемой модного дома «Шанель». Как когда-то призналась великая Коко, эмблема ее модного дома - стилизованное сочетание первых букв ее имени (Coco Chanel).
- Получается, модный дом «спионерил» идею у Врубеля? - спросили мы у Юрия Евгеньевича.
- Не факт, но это может быть одной из версий, - допустил директор музея. - Эскиз Михаила Врубеля датирован 1886 годом, а эмблема дома Шанель была представлена лишь в 20-х годах прошлого века.
К слову, в музей альбом с работами художника, в том числе и с ювелирным эскизом, попал в начале 20-х годов ХХ века.
- Хозяева альбома были люди известные, часто ездили за границу, вполне вероятно, что кому-то и показывали эскиз, - говорит Юрий Евгеньевич.
Есть еще одна версия поразительного сходства.
- Во время, когда творил Врубель, был моден такой орнамент - соединение двух подков, символизирующее двойную удачу, - продолжает директор музея. - Не исключено, что схожесть эскиза и эмблемы модного дома - просто совпадение.
Эксклюзивное украшение можно будет увидеть в музее с марта этого года. Сотрудники музея уверяют, что брошь нельзя будет купить ни при каких обстоятельствах. Однако ювелиры собираются изготовить еще десять вариантов драгоценности в разных техниках, с использованием различных драгоценных материалов. В результате должна получиться уникальная коллекция - так называемый врубелевский цикл.
- У каждого украшения будет свой номер, - рассказал «КП» Юрий Вакуленко. - Их продадут на аукционе, а вырученные средства пойдут на благоустройство и расширение экспозиций Музея русского искусства.
СПРАВКА
«КП» В ювелирном изделии использовано: