Ученые выяснили, почему епископа XVII века положили в гроб с зародышем

Фото: Лундский университет / Гуннар Менандер.

Тело епископа Педера Винструпа считают одной из наиболее сохранившихся мумий Европы XVII века. Тело более 300 лет находилось в склепе Лундского собора в Швеции. В 2015 году на рентгеновском снимке гроба заметили останки пятимесячного или шестимесячного мертворожденного младенца. Это удивило экспертов и заставило задуматься, зачем зародыш положили в гроб с видным теологом.

Ходили слухи о биологическом родстве упокоившихся. В Лундском университете провели генетический и генеалогический анализы останков. Ученые предполагают, что нашли ответ. Об этом сообщили на сайте университета.

Оказалось, что у зародыша и епископа было 25% общих генов, то есть это вторая степень родства. Митохондриальные ДНК, которые передаются по материнской линии, не совпали, но совпадение Y-хромосомы свидетельствует о родстве по отцовской линии. Это могли быть дядя и племянник, дед и внук, сводные братья. Ученые изучили архивы о семье Винструп и выдвинули самую вероятную версию.

- Возможно, умерший ребенок был сыном Педера Педерсена Винструпа и, следовательно, епископ был его дедом, - сказала Майя Кшевинска из Центра палеогенетики Стокгольмского университета.

Рентгеновский снимок плода. Фото: Гуннар Менандер.

Педер Винструп был выдающейся фигурой Скандинавии 17 века. Он сыграл ключевую роль в создании Лундского университета, был профессором физики, а также архитектором, бизнесменом и капелланом короля Дании. Его сын Педер Педерсен Винструп интересовался фортификацией и, по версии историков, в конце своей жизни жил на милостыню родственников.

- Со смертью Педера Педерсена Винструпа мужская линия благородной семьи Винструп закончилась. Умерший плода положили в гроб епископа, должно быть, чисто символически: на свет появился мальчик, хоть и мертворожденный, - подытожили в университете.

Епископ Винструп умер в 1679 году в возрасте 74 лет. Его похоронили в склепе знаменитого Лундского собора. В 1920-х годах гроб открыли, но не исследовали тело. В 2015 году тело передали в Исторический музей Лундского университета. До этого плод не замечали, потому что он скрывался за ногой священника. Зародыш покрывал плотный слой трав, которыми устлали могилу.

Сверток с младенцем был спрятан в гробу. Фото: Гуннар Менандер.
Педер Винструп в гробу. Фото: Гуннар Менандер.