В ночь на понедельник 15 февраля в Днепре не стало актера театра КВН ДГУ Владислава Шмидта. Человек-оксюморон. Знаменитый кавээнщик и удачливый ресторатор, удивительно разносторонний и харизматичный. Личность, оставившая тонкое послевкусие таланта и тайны у всех, кто близко общался с ним или только видел его на сцене.
Когда 12 сентября 1966 года в семье днепропетровских интеллигентов Нины Михайловны и Игоря Рихардовича Шмидт родился мальчик, никто и не сомневался в его большом будущем. Еще бы! Ведь именно в этот осенний день появились на свет великий писатель-философ Станислав Лем, знаменитый скрипач и дирижер Владимир Спиваков и трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина. Разумеется, чтобы многообещающее настоящее проросло в прекрасное будущее, одной только нумерологии недостаточно. Необходимо прилагать максимум усилий. Учиться, мечтать, пробовать. И Владислав эти усилия прилагал.
Он, правда, не мучил часами скрипку и не проводил дни напролет в спортзале. Зато взращивал свою собственную свободу и упорно шел к цели, которую видел только он сам.
- Жора обладал самыми разными талантами и способностями, - рассказывает его школьный друг Влад Дудник. - В школе занимался фехтованием и спортивным ориентированием, мы ходили играть с ним в большой теннис. Он много читал и интересовался искусством. Но, пожалуй, главная отличительная черта - ощущение внутренней свободы. Всегда и во всем. Предсказать его было невозможно. Однажды он вдруг заявил, что у каждой творческой личности обязательно должен быть псевдоним. Потому он попросил его называть Жорой. Почему именно Жорой? Да бог его знает! Просто имя понравилось. С тех пор друзья и знакомые так его и зовут.
Те, кто ближе знал Влада-Жору, говорят, что с ним было непросто и ему самому с собой было не легко. В нем было так много намешано: столько противоречий и парадоксов! Центростремительная сила пыталась уравновесить центробежную.
- У Жоры была специфическая харизма. Но все-таки он гораздо больше притягивал, чем отталкивал, - считает его одноклассник Михаил Чепец.
Эта сила притяжения притянула его на мехмат ДГУ, где и раскрылось актерское дарование Владислава Шмидта.
|
Легендарная команда КВН ДГУ - производное от знаменитых Дней мехмата - оригинального интеллектуального шоу, родившегося в стенах Днепропетровского госуниверситета. Одним из знаковых актеров стал Влад-Жора Шмидт, который блеснул уже в первой игре днепропетровской команды с москвичами.
- Перед встречей с командой МГУ мы не понимали, на базе чего построить домашнее задание, - рассказывает "КП" в Украине худрук театра КВН ДГУ Григорий Гельфер. - А потом вспомнили, что у нас есть Жора, и у нас появился номер "Вокpуг плача" - пародия на знаменитую телепрограмму "Вокруг смеха", которую вел поэт Александр Иванов. Дело в том, что Жора был очень похож на Иванова. Без всякого грима. Усики, прическа, голос. Вылитый Иванов! Потом мы не однажды привлекали Жору для аналогичных номеров, и всякий раз был триумф. Как-то на концерте присутствовал настоящий поэт Александр Иванов, оценивший своего талантливого "двойника".
Впрочем, конечно, Шмидт не просто скопировал поэта-пародиста, а сыграл его. Шмидт-Иванов стал еще смешнее и ироничнее самого Иванова. Жора мог любую проходную роль наполнить новым смыслом, отчего даже эпизоды в его исполнении становились яркими и запоминающимися. Вспомним, к примеру, грузина в "Эммануэли" и разбитного блатаря в "Сходке". Выход в "Сходке" особенно хорош!
Когда в прологе этой вокально-криминальной сюиты на сцене появлялся Жора Шмидт и объявлял: "Музыка ворованная, слова убитые", зал лежал от смеха.
Само собой, кавээнщик должен быть не просто смешным, но и находчивым. И в этом качестве с Жорой мало кто мог сравниться.
- Удачные гастроли мы, как обычно, завершали "зеленым" концертом, - вспоминает автор театра КВН ДГУ Евгений Гендин. – Это когда актеры импровизацией, стебом и неожиданными выходками стараются рассмешить уже не столько зрителей, сколько самих себя. И вот во время "Чиччолины" двое "озеленителей" концерта - Константиновский (соавтор номеров команды КВН ДГУ. - Авт.) и Шмидт - стали ползать по оркестровой яме голыми задницами кверху. Ёлкина (актриса команды. - Авт.), с огромным трудом допев номер, буквально уползла за сцену, рыдая от смеха, и тут же пожаловалась Гаpику (Гельферу. - Авт.). Суровый художественный руководитель отчитал концертных хулиганов и настоятельно порекомендовал заняться чем-нибудь полезным - например, книги читать или, скажем, вязать. Каково же было недоумение зрителей, когда вышедший на сцену с серьезным рассказом о коллективе худрук вдруг стал истерично хохотать, не отводя глаз от оркестровой ямы! В ней невозмутимо сидели Константиновский и Шмидт, один из которых читал книжку, а второй вязал. Стоило Гаpику немного совладать с собой и сказать пару нормальных слов, как эти двое поменялись своими занятиями.
|
Увы, все веселое и находчивое рано или поздно заканчивается. После ухода из КВН Владислав Игоревич не растворился в серой обывательской массе, а стал крупным системным руководителем. И в этом качестве он известен не меньше.
- Я знал Жору не только как кавээновского балагура, но и как руководителя ресторанного направления ТМ "Рейнфорд", - рассказывает известный ведущий и шоумен Егор Прищепкин. - У него в подчинении были пекарни, кулинарные и мясные цеха и много чего еще. Это около 1000 человек! И со всем отлично справлялся. Как глубокий актер он мастерски вписался в предлагаемые обстоятельства и чувствовал в них как рыба в воде.
Ресторанная жизнь продлилась несколько лет. Закончилась и она, и Жора перешел на административную работу в IT-сферу. Хотя, по большому счету, его деятельность осталась прежней. Можно сказать, что администрировал Жора Шмидт не столько конкретное производство, сколько само пространство, наполняя жизнь, окружающих его людей новым смыслом и звучанием.
- Иногда об автомобиле говорят: внутри он глубже, чем снаружи. Подобное можно сказать и о Жоре, - продолжает рассказ Егор. - Те, кто знали его чуть глубже, попадали под его магическое влияние. Лично я состоялся как ведущий благодаря прежде всего Жоре. Он не только преподавал у нас в ДИСИ актерское мастерство, но и вкладывал в учеников философию. Каждому - свою. Говорил: вот идешь вдоль забора и замечаешь надпись "дурак". И всё - думаешь, это знак! И дальше ни о чем другом не можешь думать, кроме этой дурацкой надписи. Но это же только забор! Иди дальше и даже не обращай внимания. Или вдруг на твоем пути возникает непреодолимое препятствие. Стена! Не обойти ее и не перепрыгнуть. Тупик. Что делать? Взорвать стену! Кажется, что у Жоры были ответы на все вопросы. Потому со Шмидтом хотели общаться многие. Одним достаточно было просто выпить с ним. Другим - хотелось гораздо большего.
|
"Гораздо большего" - всегда хочется женщинам. И у Владислава Шмидта недостатка в поклонницах не было. Жору любили, обожали, боготворили. Иногда любовь оказывалась взаимной.
Владислав официально трижды был женат, а последние пять лет пребывал в гражданском браке. Дольше всех - 9 лет - он прожил с Ириной Шмидт. И хотя супруги расстались, у Ирины остались самые теплые воспоминания о Жоре.
- Удивительно, что я его всего пару раз видела на сцене. И никогда не воспринимала как актера, - рассказывает Ирина Шмидт. - Я выходила замуж наивной 25-летней девочкой, и Жора для меня был взрослый, очень глубокий человек. Он стал не только мужем, но одновременно другом, старшим братом. Он открыл для меня столько степеней свободы, о которых я и не догадывалась. Например, научил праздновать день рождения так, как хочу я. Необязательно день убирать и день говорить, чтобы потом при гостях с выпученными глазами и выжатая как лимон изображать счастье и радость. И вообще на праздники необязательно застолье! Еще здорово, что всегда могла с Жорой советоваться: любой вопрос могла ему задать, и он как-то легко убирал мои эмоции и прочую шелуху и раскладывал проблему по полочкам. И сразу становилось ясно, что не так и где, что сделать, чтобы было ок. Интересно, что Жору везде принимали за своего - греки думали, что он грек - еще бы, у него нос с горбинкой! Прямо профиль античной статуи.
Последние годы Жора прожил в гражданском браке с Ириной Найденовой, с которой познакомился пять лет назад.
- Очень любили гулять. Шли пешком по всей Набережной аж до Победы, - отмечает Ирина. - Мы с Жорой были очень похожи и иногда одновременно произносили одни и те же слова. Никаких предчувствий близкой смерти у него не было. Полгода назад переболел пневмонией, и мы радовались, что наконец вылечился. Страшное - позади. Но вечером в воскресенье (14 февраля. - Авт.) я пошла спать, а Жора сказал, что еще посмотрит телевизор. Той ночью его не стало.
Говорят, оторвался тромб. Так, к сожалению, иногда случается. Тяжелая потеря. Терять всегда тяжело. И как тут не вспомнить гениальную фразу самого Жоры: когда кото-то теряешь, ищи, что находишь. Сегодня после ухода легендарного кавээнщика все сделанное и созданное им на Земле, его слова и поступки, доброта и щедрость ощутимее и весомее. У всех, кто был знаком с Жорой, в этом нет сомнений.
|
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ