Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: Крест – это тот ключ, который открывает закрытые грехом Адама и Евы двери Рая.
Для каждого православного христианина Крест – это не просто некий сакральный символ, напоминающий о том, что было совершено практически две тысячи лет тому назад в одном из палестинских городов. Крест – это нечто большее. Крест – это средство нашей жизни, ведь именно Крест стал тем орудием, которое исправило ужасную ошибку всего человечества – грех.
Из Священного Писания мы знаем, что человек на заре своего бытия был поставлен перед выбором: жить с Богом и наслаждаться благоденствием или же отречься от Бога и тем самым унаследовать смерть. И человек, к сожалению, сделал свой выбор в пользу второго. Таким образом, грехом, как неправильным выбором человека, смерть вошла в этот мир.
Древние говорили: "подобное лечится подобным". Точно так же и смерть могла быть уничтожена только смертью. Но не простой смертью, а смертью Самого Бога. Возможно ли это? Христианство говорит – да, возможно. Но не в силу того, что Бог смертен. Нет. Бог – это единое бессмертное, вечное существо. Смерть Бога возможна лишь в том случае, если Сам Бог соблаговолит умереть. И Он это сделал – ради спасения человека.
Для того чтобы спасти человека, Бог становится смертным человеком и в Самом Себе уничтожает смерть. Как это возможно? Святые отцы приводят следующий пример: грех испортил человеческую природу подобно тому, как ржавчина портит оружие. И для того, чтобы оружие обновить, его недостаточно просто почистить: ржавчина проникает внутрь металла и ее очищение внешними средствами в таком случае становится невозможным. Выход только один – сломать меч и переплавить его в огне, в котором сгорит все ненужное и останется лишь чистый расплавленный металл.
Подобное Бог делает и с нашей природой. Он воспринимает ее полностью в Самого Себя, со всеми теми недостатками, которые проявились в результате грехопадения, и уничтожает их. При чем здесь Крест? При том, что именно на Кресте, в момент смерти Сына Божия, по словам святых отцов, умирает ветхий человек и рождается новый. Распятие Христа – это смерть, а Воскресение – это смерть смерти. Воскресение Христа – это фактически и есть то "переплавливание" человеческой природы, в котором уничтожается грех и его последствия, главное из которых – смерть.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: Крестом Христа мы вновь стали бессмертными. Потому что Христос не просто умирает на Кресте. Силой Своего Божества Он воскресает и тем самым дает и нам возможность воскреснуть в Вечности.
В день изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня Церковь напоминает нам о том, что наш грех искуплен, смерть побеждена. Что при этом требуется от нас? Всего лишь малость: принять Христа в свою жизнь и дать Ему возможность наполнить изнутри нашу жизнь жизнью Божественной.