Владимир ЛАГОВСКИЙ (9 июля, 15:00)
Кто-то во Вселенной выходит на связь с Землей каждые 16 дней

Фото: Shutterstock

Сразу несколько десятков астрономов коллаборации Canadian Hydrogen Intensity Mapping Experiment, занятых исследованием так называемых быстрых радиовсплесков (Fast radio bursts, FRB) - таинственных сигналов невероятной мощности, поступающих из других галактик, подписались под научной статьей, в которой объявили, что впервые обнаружили повторяющиеся сигналы такого рода. Их источник, получивший обозначение FRB 180916.J0158+65, включался каждые 16 дней - работал 4 дня, посылая по одному-два импульса в час, затем прерывал "вещание" на 12 дней и начинал сигналить снова. С той же периодичностью.

Такая закономерность открылась ученым за 409 дней наблюдений в период с сентября 2018 года по октябрь 2019-го. Прежде и они, и их многочисленные коллеги по всему миру, крайне озабоченные таинственным феноменом, ловили лишь одиночные FRB из разных источников. За редким исключением астрономы фиксировали повторные вспышки, но никогда еще сигналы не шли упорядоченными сериями.

Весточки от инопланетян?

Феномен и в самом деле таинственный. Астрономы и астрофизики уже более 10 лет бьются над разгадкой секрета этих самых FRB. Но понять их природу не могут.

Длительность каждого поступающего сигнала - ровно 5 миллисекунд. Диапазон очень узкий. Мощность колоссальная - эквивалентна энергии, которую наше Солнце излучает за ­десятки тысяч лет. Приходят сигналы из других галактик, расположенных очень далеко от нашей. Иной раз с расстояния в миллиард световых лет.

Впервые и чисто случайно на FRB в 2007 году наткнулся астроном Дункан Лоример из Университета Западной Вирджинии. Обнаружил среди архивных записей.

Пять лет ушло на то, чтобы понять, что FRB не глюк аппаратуры, не какая-либо помеха, а нечто реальное. В 2012 году астрономы обнаружили еще четыре таких сигнала, потом еще и еще. Ныне их ловят десятками. Увы, это не приближает разгадку. Наука так пока и не выявила астрономические объекты, которые могли бы генерировать FRB. Среди известных их нет.

Как ни удивительно, но единственное здравое предположение сегодня таково: FRB имеют искусственное происхождение. Представляют собой продукты технологической деятельности некой высокоразвитой внеземной цивилизации. И термин "сигналы от инопланетян", придуманный когда-то в шутку, может оказаться правильным...

Таинственное число 187,5

Повод заподозрить инопланетян в рассылке FRB еще пять лет назад получили Майкл Хиппке из Немецкого аналитического института и Джон Лернед из Гавайского университета. Они обнаружили, что быстрые вспышки весьма затейливы - включают в себя радиоволны высоких и низких частот. Более того, все уловленные к тому времени сигналы были подчинены единой закономерности: низкие частоты приходили позднее высоких. Время запаздывания было разным, но всегда кратным числу 187,5. Что бы это могло значить, до сих пор неясно.

ВЕРСИЯ

Тяга для звездолетов

Одно время на роль источников быстрых радиовсплесков прочили черные дыры. Но постепенно выяснилось, что ни они, ни пульсары, ни квазары, ни магнетары, ни прочие звезды тоже не способны так сигналить. Поэтому и появилась версия, что к быстрым радиоимпульсам приложили руки или щупальца представители развитых внеземных цивилизаций. Ее выдвинули вполне серьезные ученые, не в силах найти другие, менее фантастические объяснения.

Астрофизики из Гарвард-Смит­соновского центра астрофизики, ведомые Ави Лоебом, предложили на роль источников быстрых радиовспышек гигантские искусственные передатчики - размером с нашу Землю или даже больше. Передатчики, энергию которым поставляет местная звезда, способны "бить" на миллиарды световых лет. Зачем? Нам просигналить? Не исключено. Но астрофизики считают, что короткими и мощными импульсами представители высокоразвитых цивилизаций двигают свои звездолеты, которые оснащены соответствующими приемниками. Может быть, подталкивают их время от времени. Или снабжают энергией.

По словам Лоеба, колоссальной мощности FRB хватает, чтобы перемещать космические корабли весом миллион тонн - в 20 раз тяжелее самого крупного земного океанского лайнера. Астрофизики полагают, что корабли на FRB-тяге пригодны и для межзвездных, и для межгалактических перелетов.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Надежда вспыхивает и гаснет

Нынешний ажиотаж в научном мире, вызванный FRB, напоминает тот, который разгорелся в 1967 году. Тогда Джолселин Белл Бернелл - аспирантке, работавшей в группе британского радиофизика Энтони Хьюиша, посчастливилось поймать строго периодические импульсы модулированного радиоизлучения, приходящие из дальнего космоса. Сам факт обнаружения держали в тайне несколько месяцев, поскольку полагали, что наконец-то перехватили инопланетное послание. Его источнику даже дали название LGM‑1 - сокращение от Little Green Men - "маленькие зеленые человечки". Вскоре нашли еще три аналогичных источника.

Увы, потом выяснилось: радиосигналы "посылают" быстро вращающиеся нейтронные звезды. Излучение исходит от них узкими пучками. За счет вращения пучки попадают на тарелки радиотелескопов через равные промежутки времени - словно бы импульсами. Так возникает иллюзия некой осмысленной передачи.

Источники периодических радиосигналов получили название пульсаров. И хотя уже к 1968 году подозрение с братьев по разуму было снято, открытие экзотических объектов стало сенсацией. В 1974 году пульсары принесли Хьюишу Нобелевскую премию.

Скорее всего, источники FRB тоже окажутся экзотическими звездами с каким-нибудь причудливым поведением. Но пока есть все основания надеяться на инопланетян.