24 апреля

Физики из Швейцарии создали молекулярный мотор из 16 атомов

Фото: Фото: pixabay.com.

В Швейцарии физики сделали самый маленький в мире молекулярный мотор из 16 томов. В конструкцию Самуэля Штольца и его коллег из Федеральной политехнической школы Лозанны входят статор из трехслойного кластера соединения палладия с галлием и ротора в виде адсорбированной молекулы ацетилена. Ацетилен вращается за счет квантового туннелирования и классической кинетики. Об исследовании написали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В мотор входят 16 атомов: трехслойный кластер PdGa из слоя тримера палладия, слоя из шести атомов галлия и еще одного, верхнего слоя из трех атомов палладия, на котором сорбирована крутящаяся часть из четырехатомной молекулы ацетилена.

Такие миниатюрные моторы нужны, чтобы изучать законы физики на микроуровне. Чем меньше машина из молекул – тем больше вероятность, что возникнет квантовый эффект. В случае швейцарских ученых сканирующая туннельная микроскопия позволила исследовать, как ведет себя молекулярный ротор.

Мотор вращается в одну сторону под влиянием электронов. Ученым не удалось объяснить, почему движение идет в одну сторону.