На пять мест - сотня претендентов
Ирина Чоботар летает уже восемь лет. Девушка окончила иняз, но на земле подобрать подходящую работу не удалось. Вот и подалась в авиацию.
- Отбор был еще тот, - вспоминает Ирина. - На пять вакантных мест претендовали 100 человек! Так что можете представить, что творилось. Я сразила комиссию знанием английского. Меня даже приняли с условием, что проведу курс уроков языка для сотрудников авиакомпании. А вообще члены приемной комиссии спрашивали все что угодно: например, кто президент той или иной страны. Могли и глупость откровенную сказать, чтобы понаблюдать за реакцией человека (пассажиры ведь тоже не все интеллектуалы). Некоторых из нас просили рассказать анекдот, чтобы оценить чувство юмора человека и посмотреть, как он улыбается.
А вот маме Ирины идея дочери стать стюардессой пришлась не совсем по душе - первое время очень переживала за свое чадо, которому приходится проводить в воздухе почти столько же времени, сколько и на земле.
Литвин подарил огромный букет роз
Сейчас Ирина дослужилась до должности бригадира-инструктора - самой высокой среди бортпроводниц, но «возвращаться на землю» и не думает. Говорит, что еще не все страны повидала, хотя облетала уже полмира.
- Больше всего мне понравилась Южная Африка, - рассказывает Ира. - Там все такое необычное, даже небо и звезды другие. Да, такая экзотика впечатляет. Особенно понравилась их кухня - вот уж не предполагала, что шашлык из крокодила, зебры и страуса такой вкусный. А вообще мы редко можем погулять там, куда летаем: как правило, сразу возвращаемся назад. Самолет все время должен быть в работе, иначе он себя не окупит.
Коллеги Иры признаются, что за время работы они, можно сказать, освоили еще одну профессию - психолога. Без этого здесь никак, народ ведь разный встречается. Например, бывают пассажиры, которым во время взлета хочется походить. Встречаются и те, кто желает напиться на халяву. Приходится прикладывать массу усилий, чтобы их угомонить.
Кстати, причуды не редкость и у звездных «летунов». Стюардессы рассказали «Комсомолке», что Наталья Могилевская, например, во время полета постоянно хочет кушать. Приходится угождать: если питание не предусмотрено на борту, бортперсонал иногда отдает свои пайки.
|
- Наши постоянные клиенты - различные спортивные клубы, команды, - говорит Чоботар. - Поэтому кого-кого, а футболистов мы знаем всех. Со многими ребятами даже подружиться успели. Они нам все время присылают пригласительные на свои матчи, а мы стараемся не пропускать. Например, когда «Динамо» играло с «Манчестером», мы всем экипажем летали поболеть за них.
А еще очень хорошо помню случай, когда мы везли главу Верховной Рады Владимира Литвина. Он оказался очень галантным мужчиной - на обратном пути подарил нам огромный букет белых роз!
Свою любовь нашла в небесах
Надя Нагаева - тоже стюардесса. Она учится в Харьковском авиационном университете (сейчас на пятом курсе), но уже имеет четыре года летного стажа. Девушка уверена: в профессию ее привела судьба.
- Вначале я работала в маленькой авиакомпании, причем попала туда безо всяких трудностей: отослала резюме, и меня пригласили на работу. Правда, летала я только на внутренних рейсах по Украине, поэтому и требования были небольшие. Мне ведь тогда было всего 17 лет.
Я очень благодарна своей работе, ведь именно здесь я нашла свою вторую половинку. Помню, в день нашего знакомства меня укусила в глаз оса, поэтому вид у меня был еще тот. С ужасным настроением я сидела в пассажирском кресле, даже не работала. Вдруг приходит записка от пассажира: «Ни в одной авиакомпании мира нет такой привлекательной и обаятельной стюардессы». В общем, развеселить ему меня в тот день удалось. Мы уже три года встречаемся…
Правда, что будет дальше, Надежда и сама не знает. Пока что любимый терпит ее работу, но когда придет время выходить замуж, о карьере, наверное, придется забыть.
Зачастую девушкам приходится жертвовать работой ради семьи: не каждому по душе постоянное отсутствие жены. Поэтому стюардессы, как правило, стараются строить семью на работе. Очень часто жена - бортпроводник, а муж - пилот. Прямо как в песне: первым делом - самолеты!
ТРЕБОВАНИЯ
Девушек ниже 165 см в воздух не берут
В стюардессе идеальным должно быть все: внешность, здоровье, физическая форма.
- Возраст - от 21 до 30 лет.
- Рост - не менее 165 см. Иначе девушка просто не дотянется до полок со спасательным оборудованием.
- Зачет по физподготовке. Ведь не так просто открыть дверь самолета, которая весит 40 кг, или толкать 90-килограммовую тележку с едой и напитками. К тому же исследования показывают, что, например, за трехчасовой рейс Киев - Париж стюардесса набегает 3 км!
- Пенсионный возраст - 45 лет (при 10-летнем летном стаже).
- Отпуск - дважды в год: 24 дня - обязательный, а вот количество дней второго отпуска зависит от налетанных часов (в среднем выходит еще 30 дней).
- Зарплата - от 1000 у.е.
- Пенсия - от 1000 грн.