Ах, как просто было бы объяснить недельную бузу молодых греческих радикалов лишь их желанием отомстить за смерть товарища, угодившего под полицейскую пулю («КП» писала о событиях в Афинах - материалы см. на сайте kp.ua). На самом деле все куда сложнее. Гибель подростка спустила курки давно зревших злобных протестов против властей. Общество сейчас винит их в двух смертных грехах: в том, что накликали на головы людей мировой кризис и что собираются бороться с ним за счет тех же самых простых людей. И эти настроения характерны для многих стран Европы (недавно схожие беспорядки вспыхнули в Испании и Дании). Просто в Греции нарыв оказался уж очень гнойным - вот и лопнул первым.
Молодежная безработица там - едва ли не самая высокая в Старом Свете, реформа системы образования проводилась бездарно и в итоге провалилась. «Все, что делало правительство, было против воли народа. Поэтому у нас не осталось ничего, кроме ненависти», - обобщил настрой один из греческих студентов.
На наших глазах происходит в общем-то банальная вещь: капитализм дал сбой, он затронул широкие массы, и те в ответ начали «возмущенно леветь». В прошлом веке такое случалось не единожды, вот только последствия в разных странах были разными.
И все же сейчас есть одно важное отличие. Никто не удивился, что над рядами протестующих привычно заколыхались знамена левых партий. Не вызвало недоумения и то, что с полицией дерется в основном молодежь - традиции «красного мая» 1968 года в Европе давно стали классикой. Но теперь у этого авангарда за спиной несметной ратью выстроились новые союзники. Во-первых, эмигранты, миллионами наводнившие старушку Европу, и, во-вторых, такие же миллионы своих сограждан, давно обросших жирком всевозможных социальных пособий и льгот. Многие из них уж и забыли, что такое настоящая работа - компенсации не только не давали умереть с голоду, но и позволяли нормально содержать семью. И вот теперь власти дают им понять: на дворе кризис, халява отменяется, постарайтесь как-нибудь вертеться сами. Кому же это понравится!
Но вот парадокс: власти-то тоже в ступоре. Попробуй тронь тех же африканских и азиатских мигрантов, которых уже чуть ли не большинство в иных французских и британских городах. Мало не покажется! По крайней мере парижские бунты трехлетней давности еще свежи в памяти.
Сейчас в Афинах ищут варианты, как и с кризисом справиться, и людей окончательно не разозлить. Решения пока нет. Налицо этакий политический цуцванг: любое действие приведет к ухудшению ситуации...