Помните показательное выступление наших властей, принимавших в конце марта в аэропорту "Борисполь" рейсы с эвакуированными из разных стран? Красивой картинки тогда не получилось. Вначале прилетевшие из Вьетнама отказались подписывать согласие на добровольную самоизоляцию в предложенных государством отелях, прорвали оцепление и разбежались кто куда. Наученные таким горьким опытом полицейские и чиновники несколько часов мариновали пассажиров следующего рейса, прибывшего с Бали, пока те не сели в автобусы на взлетном поле. Часть эвакуированных отвезли на 14-дневную изоляцию в киевский отель "Казацкий", а часть - в "Конгресс-отель" в Пуще-Водице.
Скандал этот быстро забылся, вторых Новых Санжар из него не получилось, новый министр здравоохранения с эвакуированными не закрылся на карантин, и эту историю вытеснили другие новости о коронавирусе.
"КП" в Украине" выяснила, чем закончилась эта история.
Харьковчанин Виталий Заец проходил обсервацию в "Конгресс-отеле "Пуща".
- 14 дней нас там никто не держал, а только с понедельника по пятницу, - рассказывает Виталий "КП" в Украине". - В среду, первого апреля, сделали ПЦР тест, коронавирус ни у кого не выявили и отправили всех на домашнюю обсервацию.
Домашний карантин Виталий соблюдает, но признается: никто ни разу не приходил и не звонил с проверкой, где он на самом деле находится.
На наш вопрос: "Чем он занимается дома?" Виталий смеется:
- Тестирую разные службы доставки еды.
А если серьезно, парень пытается добиться справедливости и получить от властей вразумительные ответы, так как считает свои права нарушенными.
- Список вопросов и претензий большой, но есть два основных посыла. Законны ли действия властей по отношению к нам? Оказывается, все органы не знают, что есть дата принятия закона, а есть дата его вступления в силу, - поясняет наш собеседник. - И почему на обсервацию отправился только балийский рейс? В это же время остальные граждане отправились домой на самоизоляцию. На нас сделали показательные выступления и отработали схему, но не учли, что закон еще не действовал на тот момент.
С другой стороны, можно предъявить претензии и к самому харьковчанину: зачем лететь за границу, когда в мире бушует пандемия. Его объяснение обычно для всех, кто потом застрял за кордоном из-за запрета на авиаперелеты: поездку планировал за полгода, жалко было отказываться и терять деньги, ведь на Бали он прибыл 3 марта, когда обстановка была еще не такой устрашающей.
О том, что произошло потом, Виталий Заец изложил в серии из 17 постов на своей странице в
|
"Изначально у нас были обратные билеты на 16 марта, но с началом мировой паники рейс этот отменили. Большинство из нашей группы, услышав заявления нашего президента о том, что украинцам надо в течение трех дней вернуться на Родину, купили дорогие билеты с долгими перелетами и улетели.
Самые морально стойкие решили не поддаваться панике и не прерывать отпуск, и остались на острове, наблюдая, как развивается ситуация. Были куплены билеты на Катарские авиалинии на 1 апреля с возможностью переноса даты и возврата билета с потерей $120, сами билеты стоили порядка $550".
До 22 марта на Бали стояла относительно спокойная атмосфера. Затем туристов перестали пускать на каньон и водопад, позже закрыли пляжи и кафешки. К 26-27 марта закрылись многие отели. Перед туристами замаячила перспектива оказаться на улице, если они не смогут эвакуироваться на домой. До людей наконец дошло, в какой сложной ситуации они оказались.
"26 марта вечером узнали, что граница в Украине закрывается с 27 числа. И это в тот момент, когда посол уже почти договорился со SkyUp Airlines и Катаром вывезти нас 27 числа, - пишет Виталий Заец. - Информация на сайте посольства Индонезии обновлялась часто и была противоречивой, мы уже настроились на еще 1 месяц на Бали, но в итоге ночью 27 числа появился рейс SkyUp на 29 число, который мы на свой страх и риск выкупили за $267, позже цена росла".
29 марта из Бали в Доху украинцы добирались за свой счет. Затем часа три ждали вылет, который задерживался, так как не все хотели подписывать документы на добровольную обсервацию в отеле "Казацкий". В конце концов вылетели.
"В 2 часа ночи приземлились в аэропорту "Борисполь". Тут началось самое интересное. Дали другую бумажку, согласие на добровольную 14-дневную обсервацию, которая может продлиться на неопределенный срок в случае выявления инфекционного случая. Также интересный пункт - запрет на общение со СМИ. И о том, что разъяснили мои права и предоставили полную информацию об обсервации.
По факту никто ничего не объяснил. Взывали к совести, а не оперировали нормативными актами. Мы попросили пригласить людей, которые компетентны в этом вопросе, но после безуспешных переговоров оставались в самолете. Закрыли туалеты и не предоставляли воду. На запросы привезти еды и воды было игнорирование со стороны представителей власти (полиции и пограничников)".
Большинство эвакуированных ждало наступления утра, когда проснутся чиновники, принимающие решения, и СМИ. В самолете оставалось порядка 130 человек.
|
В 7 утра командир борта объявил по радио: если пассажиры не покинут самолет - их признают террористами, захватившими воздушное судно. В иллюминатор видно, как лайнер окружают бойцы Нацгвардии.
"Часть людей, в том числе и я, вышли из самолета. Стою у самолета, окружен конвоем", - пишет Виталий Заец.
В конечном счете люди покинули самолет и были доставлены автобусами в отель "Казацкий". От министра инфраструктуры Владислава Криклия эвакуированным поступило предложение: посидеть на обсервации в отелях и сдать ПЦР-тест либо под административный штраф отправиться домой.
"Пришлось разделиться. Кто-то из Львова, кто-то из Одессы, мы из Харькова. У людей разные мнения, кто-то хочет домой под протокол в 17 тыс. штрафа, кто-то считает постановление незаконным (тут есть вопросы, мы были в самолете, когда его принимали. Нас держали на полосе взлетной 3 часа в Дохе, а потом еще 8 часов в самолете)".
Как вы уже знаете, Виталий согласился на обсервацию в "Конгресс-отель Пуща". И через пять дней отправился домой.
"Обсервация превратилась в эвакуацию и сбор граждан по отелю. Всех предупреждал о плане и алгоритме сбора. Я думал, что все четко. В итоге оказалось, что нам также надо забрать Днепр и Суммы. Плюс в "Казацком" были уже свои списки.
Странно, почему некоторые люди не осознавали значимость того, как остальные хотят добраться домой. По факту часть людей уже уснула, часть не спешила, часть внезапно приходила, кто-то в итоге ушел.
Наконец-то в 03:30 мы выехали в сторону Харькова, потеряв полтора часа на сборы. Чувствую усталость и опустошенность. Вокруг искажение информации, несогласованность действий, лихорадочные попытки принятия непонятных решений и политические игры. Хочется побыстрей попасть домой".
|
Новые ужесточения, по словам адвокатов, могут лишь подстегнуть украинцев нарушать еще больше.