Электроплуг придумали задолго до Илона Маска

Электроплуг придумали задолго до Илона Маска

Комментарии: 2
Фото: Кадр из фильма

Многие страны переходят на электротранспорт, чтобы снизить потребление горючего и уменьшить выбросы в атмосферу. А ведь у СССР еще 70 лет назад был шанс оказаться впереди всей планеты и первой наладить производство подобных машин - для сельского хозяйства.

"Хвостом вертит"

- В 1952 году в работе "Экономические проблемы социализма в СССР" Иосиф Сталин пришел к выводу, что наконец-то созданы все условия для того, чтобы накормить народ и освободить его от тяжелого деревенского труда, - рассказывает исследователь Николай НАД. - К тому времени в СССР создали атомное и водородное оружие, разработали ракету "Р-7", на основе которой в 1961 году в космос полетит Юрий Гагарин. Ядерный щит мог обеспечить мирный труд на многие десятилетия. А значит, и возможность вкладывать больше средств в сельское хозяйство, и прежде всего в его электрификацию.

В Отчетном докладе ХIХ съезда осенью 1952 года было сказано:

"Большие перспективы открываются для сельского хозяйства в связи со строительством грандиозных электростанций и оросительных систем на Волге, Дону, Днепре и Амударье и в связи с вводом в действие Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. Сооружение этих станций открывает широкие возможности электрификации сельскохозяйственного производства, внедрения электропахоты, применения электрокомбайнов и других сельскохозяйственных машин с электроприводом. Страна будет застрахована от случайностей погоды навсегда".

- Писатель Герберт Уэллс, посетив Москву, назвал Ленина кремлевским мечтателем.

- С Ленина-то все и началось. Ровно сто лет назад, весной 1920-го, рабочие-энтузиасты Петроградской городской электростанции организовали... электропахоту. Электролебедки на автомобильных шасси по очереди тянули по краям поля прикрепленный к тросам плуг.

Новинку запечатлела кинохроника. Ею заинтересовался Ленин. 22 октября 1921 года он прибыл на испытания первого электроплуга в подмосковном Бутырском хуторе. По воспоминаниям очевидцев, Ильич до темноты ходил за плугом и "как зачарованный смотрел, как ровно и красиво укладываются восемь пластов земли". Впрочем, вождю не понравилось, что на очень твердой почве плуг выскакивал из борозды: "Какого черта он у вас хвостом вертит?!" Ленин потребовал доработать электроплуг, чтобы начать массовое производство.

Но электроплуг не выдержал конкуренции с обычным трактором.

Сталин же ставку сделал на трактор электрический. 8 января 1932 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение выделить на закупку новейшего иностранного оборудования для электрозавода 485 тысяч валютных рублей. По тем временам огромные деньги.

Машинами управляла ЭВМ

К 1937 году Всесоюзный институт электрификации сельского хозяйства разработал и создал электротрактор ВИМЭ-2. Два образца с успехом испытали в Поволжье. А модель ВИМЭ-4 показали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1939 году.

Но до массового производства дело не дошло. Главная проблема - ненадежность 600-метровых кабелей, по которым к технике поступал ток с электросетей.

- Тракторы фактически были на привязи, как коровы?

- Мощных аккумуляторов тогда не было. А потом и вовсе началась война. После победы в 1948 году в Свердловской области на землях колхоза "Заря" прошли испытания целой группы электротракторов - ЭТ-2, ЭТ-3, ЭТ-4, ЭТ-5 и ЭТ-8 Лучшей оказалась пятая модель. Строки из доклада: "По сравнению с обычным трактором СТЗ-НАТИ электрический трактор на каждом обработанном гектаре высвобождает до 20 кг жидкого топлива и экономит до 70% смазочных материалов".

Экономия топлива в условиях послевоенного дефицита была очень важна. Электротрактор к тому же был бесшумным по сравнению с обычным собратом...

В 1949 году лучшие марки электротракторов испытали на разных почвах. К тому времени была создана мощнейшая в Европе ЭВМ (электронно-вычислительная машина) для общего управления электротехникой на полях страны. 

- Увы, кабельное электроснабжение и привязанность к электролиниям по-прежнему были проблемой. Кабели часто пробивало. Но инженеры искали выход - сначала в создании сверхмощных аккумуляторов и солнечных батарей, а потом и в разработке малогабаритных атомных и даже термоядерных реакторов! Возможно, с этой задачей и справились бы. Но смерть Сталина поставила крест на этих планах. Хрущев решил бросить все силы и средства на освоение целины. Целина, по его представлениям, должна была сразу дать столько хлеба, что хватило бы не только людям (как говорил Никита Сергеевич) вволю наесться лепешек, но еще и до отвала накормить всю скотину.

Ленин на испытаниях электрического плуга 22 октября 1921 года. Картина была написана позже - в 1939 году. Фото: Финогенов К. И./Собрание фондов Музея В. И. Ленина

А ЧТО СЕЙЧАС?

В США сделали сказку былью 

Американская компания John Deere в 2016 году создала первый электротрактор SESAM на литийионных батареях емкостью 130 кВт/час. Они обеспечивают четыре часа работы в поле или 55 км езды по шоссе.

Вторая новинка John Deere - электрический трактор Grid CON с дистанционным управлением без механизатора, кабины и даже аккумуляторов. Работает на километровом электрокабеле. Интеллектуальная система не позволяет трактору наезжать на кабель. Мощность Grid CON - 680 лошадиных сил, скорость - 20 км/час. Любой фермер может подключить трактор к обычной электросети либо использовать электроэнергию, генерируемую из возобновляемых источников типа модных на Западе ветряков.

Руководство John Deere утверждает, что будущее отрасли - за электротракторами. Нет шума, вредных выбросов, меньше траты на ремонт.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Илон Маск - новый Великий комбинатор?

Бизнесмена постоянно преследуют неудачи. Но он все равно остается на плаву.

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях