Открытие ученых: у лесных деревьев есть своя социальная сеть

Фото: Рисунок: Катерина МАРТИНОВИЧ

Сюзанна Симард, профессор университета Британской Колумбии (Ванкувер, Канада), 30 лет изучает взаимо­связи деревьев в лесу, используя методы современной науки. Она пришла к выводу, что под землей существует неведомый нам биологический мир: бесчисленная сеть контактов связывает деревья в единый организм (почти как священное дерево из "Аватара"). Они способны общаться между собой, помогать друг другу - это поступки, свойственные живым существам.

- В 1997 году мне пришла в голову идея использовать радиоактивные изотопы углерода, чтобы проследить маршруты обмена питательными веществами между деревьями, - говорит Сюзанна Симард. - У меня была гипотеза, что микориза (симбиоз грибниц и корней высших растений), которая скрывается от нас под лесной подстилкой, является аналогом нейронных сетей в мозге человека.

Эксперимент выглядел так. Сюзанна надела на ветви деревьев огромные пластиковые пакеты и закрепила их скотчем. Затем с помощью шприцев закачала в эти воздушные мешки радиоактивный газ с двумя видами изотопов. Биолог хотела отследить, существует ли двусторонняя связь между двумя видами деревьев - елью Дугласа и белой американской березой. Березе достался изотоп углерода-14, а ель получила изотоп углерода-13. Деревья должны были усвоить радиоактивный углерод с помощью фотосинтеза и превратить его в сахар. С помощью счетчика Гейгера и других датчиков исследовательница изучала маршрут сокодвижения между деревьями.

- Когда деревья усвоили радиоактивный газ, я включила приборы и услышала, как они "разговаривают"! - вспоминает Сюзанна. - Ель как бы спрашивала березу: "Не могла бы ты поделиться со мной углеродом, потому что кто-то накинул на меня ткань, и я оказалась в тени?" Береза пришла на помощь: приборы начали фиксировать движение меченого углерода от березы к ели. Зато осенью, когда листья на березе облетели, мы зафиксировали обратную ситуацию: вечнозеленая ель возвращала березе свой углерод. Я поняла, что эти два вида взаимозависимы, как инь и ян!

Профессор Симард и ее коллеги обнаружили: деревья активно обменивались между собой углекислым газом, фосфором, азотом, водой и защитными сигналами, используя микоризные сети. По мнению Сюзанны, эти сети представляют собой аналог интернета. Там, где клетки грибницы соприкасаются с клетками корней деревьев, происходит обмен углерода, который вырабатывают деревья, на питательные вещества, добываемые в почве грибами, лишенными доступа к солнечному свету. Микориза обеспечивает трафик между деревьями.

Своеобразными точками обмена трафиком являются взрослые материнские деревья. Используя изотопные индикаторы, биологи установили, что в лесу материнское дерево связано с сотнями других деревьев. Более того, оно способно отличать свой подлесок от чужого потомства. Оказалось, что материнское дерево окружает саженцы сородичей более плотной микоризной сетью, перекачивает им больше углерода и даже сокращает свою корневую сеть, чтобы освободить место для своих "детей". И такая забота увеличивает выживаемость саженцев в четыре раза! Молодые саженцы, лишенные солнечного света, просто не выжили бы, если бы большие деревья не закачивали им сахар через общие сети. Ну просто материнское вскармливание беспомощных младенцев!

- Лесные деревья - не конкуренты. Это община! - утверждает профессор Симард. - Конкуренция не имеет для них большого эволюционного смысла. Но есть и виды, где каждый сам за себя. Это кедр, тополь, осина... Такие деревья могут выжить самостоятельно.

В ТЕМУ

Удивительные способности растений

• Согласно исследованию Лейпцигского университета и Немецкого центра исследований биоразнообразия, деревья способны определять химический состав оленьей слюны. Когда олень объедает ветки, деревья накачивают листья едкими химическими веществами, которые делают их горькими на вкус. Но если ветку ломает человек, дерево понимает разницу, и к сломанной ветке поступают вещества для залечивания раны.
  • Когда вязы и сосны подвергаются нападению гусениц, в качестве реакции на слюну гусеницы деревья выделяют феромоны, привлекающие паразитических ос. Осы откладывают яйца внутрь гусениц, а личинки ос выедают налетчиц изнутри.