Сюзанна Симард, профессор университета Британской Колумбии (Ванкувер, Канада), 30 лет изучает взаимосвязи деревьев в лесу, используя методы современной науки. Она пришла к выводу, что под землей существует неведомый нам биологический мир: бесчисленная сеть контактов связывает деревья в единый организм (почти как священное дерево из "Аватара"). Они способны общаться между собой, помогать друг другу - это поступки, свойственные живым существам.
- В 1997 году мне пришла в голову идея использовать радиоактивные изотопы углерода, чтобы проследить маршруты обмена питательными веществами между деревьями, - говорит Сюзанна Симард. - У меня была гипотеза, что микориза (симбиоз грибниц и корней высших растений), которая скрывается от нас под лесной подстилкой, является аналогом нейронных сетей в мозге человека.
Эксперимент выглядел так. Сюзанна надела на ветви деревьев огромные пластиковые пакеты и закрепила их скотчем. Затем с помощью шприцев закачала в эти воздушные мешки радиоактивный газ с двумя видами изотопов. Биолог хотела отследить, существует ли двусторонняя связь между двумя видами деревьев - елью Дугласа и белой американской березой. Березе достался изотоп углерода-14, а ель получила изотоп углерода-13. Деревья должны были усвоить радиоактивный углерод с помощью фотосинтеза и превратить его в сахар. С помощью счетчика Гейгера и других датчиков исследовательница изучала маршрут сокодвижения между деревьями.
- Когда деревья усвоили радиоактивный газ, я включила приборы и услышала, как они "разговаривают"! - вспоминает Сюзанна. - Ель как бы спрашивала березу: "Не могла бы ты поделиться со мной углеродом, потому что кто-то накинул на меня ткань, и я оказалась в тени?" Береза пришла на помощь: приборы начали фиксировать движение меченого углерода от березы к ели. Зато осенью, когда листья на березе облетели, мы зафиксировали обратную ситуацию: вечнозеленая ель возвращала березе свой углерод. Я поняла, что эти два вида взаимозависимы, как инь и ян!
Профессор Симард и ее коллеги обнаружили: деревья активно обменивались между собой углекислым газом, фосфором, азотом, водой и защитными сигналами, используя микоризные сети. По мнению Сюзанны, эти сети представляют собой аналог интернета. Там, где клетки грибницы соприкасаются с клетками корней деревьев, происходит обмен углерода, который вырабатывают деревья, на питательные вещества, добываемые в почве грибами, лишенными доступа к солнечному свету. Микориза обеспечивает трафик между деревьями.
Своеобразными точками обмена трафиком являются взрослые материнские деревья. Используя изотопные индикаторы, биологи установили, что в лесу материнское дерево связано с сотнями других деревьев. Более того, оно способно отличать свой подлесок от чужого потомства. Оказалось, что материнское дерево окружает саженцы сородичей более плотной микоризной сетью, перекачивает им больше углерода и даже сокращает свою корневую сеть, чтобы освободить место для своих "детей". И такая забота увеличивает выживаемость саженцев в четыре раза! Молодые саженцы, лишенные солнечного света, просто не выжили бы, если бы большие деревья не закачивали им сахар через общие сети. Ну просто материнское вскармливание беспомощных младенцев!
- Лесные деревья - не конкуренты. Это община! - утверждает профессор Симард. - Конкуренция не имеет для них большого эволюционного смысла. Но есть и виды, где каждый сам за себя. Это кедр, тополь, осина... Такие деревья могут выжить самостоятельно.
По словам биоэнергетиков, береза улучшит состояние кожи и поднимет настроение, а сосна – прекрасный антидепрессант.