Загрузить еще

Истории из 90-х: как колбаса стала поводом для революции в Чернигове

Истории из 90-х: как колбаса стала поводом для революции в Чернигове
Фото: Фото: Черниговскоий исторический музей им. В.В. Тарновского

Трудно представить тихий, спокойный Чернигов местом, где зарождаются революции. Однако так и было ровно 30 лет назад, когда случайное ДТП на перекрестке привело к стихийному бунту горожан, снесению высоких партийных голов и, как уверены сейчас черниговцы, стало одной из причин развала СССР.

Об этом событии, вошедшем в историю как "колбасный бунт", Общественное телевидение Украины сейчас снимает документальный фильм, а "КП" в Украине" пообщалась с непосредственными участниками инцидента и создателями фильма.

В ночь перед Рождеством

Вечером 6 января 1990 года в Чернигове, на перекрестке улиц Доценко и Рокоссовского, столкнулись "Жигули", ехавшие на зеленый свет, и нетерпеливо выскочившая на перекресток черная обкомовская "Волга". 

Тогда "поцеловать" машину кого-то из руководства областного исполнительного комитета Коммунистической партии Советского Союза значило то же, что сегодня на тех же "Жигулях" врезаться в "Майбах" или "Бентли" губернатора. Шоковое состояние водителя - а за рулем "жигуленка" сидел старший прапорщик Черниговского летного училища Анатолий Цибулько - не сложно передать. Мало того, за свою машину он еще не отдал взятые в долг деньги! 

Третьим в этой компании стал ехавший по той же дороге троллейбус, набитый веселыми и немного подвыпившими пассажирами. Все-таки суббота, вечер перед Рождеством - народ хоть немножко, но "принял на грудь". "Принял" и пассажир "Волги" - заведующий орготделом областного исполкома КПСС Валерий Заика. Его водитель по фамилии Зинченко попытался уехать с места ДТП и даже рванул через бордюры - но скрыться "Волге" помешал перегородивший дорогу троллейбус. 

Съедобный багаж

Пассажиры, высыпав на улицу, остолбенели. От удара багажник "Волги" открылся, и оттуда высыпались невиданные яства - коробки с тортами, колбасы, окорока, балыки, бутылки коньяка и другие дефицитные продукты. Все то, что рядовой гражданин страны Советов мог себе позволить, только отстояв многочасовую очередь в гастрономе, или "дав на лапу" завмагу, или купив у спекулянтов по немыслимой цене. 

- Нам приходилось ездить в Москву за колбасой, в Киев или Гомель - за курятиной или майонезом. В магазинах у нас были пустые прилавки, - вспоминает участник тех событий Сергей Поспелов, которому в 1990-м было 23 года.

Это сейчас сырокопченую колбасу можно купить в ларьке на любой остановке. Тридцать лет назад недоступное богатство, вывалившееся на дорогу, вызвало у собравшихся сначала ступор, а затем ярость. Толпа начала раскачивать "Волгу", громить ее и потрошить багажник.

- Я ехал домой от тещи. Увидел, что перекрыта дорога, оставил машину в ближайшем дворе и пошел посмотреть,  - рассказал "КП" в Украине" Поспелов. - Все содержимое багажника "Волги" уже было растащено. Навстречу мне бежала бабушка, которая держала в руках курицу из этой "Волги", держала крепко, все попытки желающих отнять птицу оказались безуспешны.

Испугавшийся народного гнева партийный чиновник вместе с сыном (который ехал на заднем сиденье) едва дождался ГАИ и милиции. Начальник городского УМВД влез на перевернутое авто и предложил всем разойтись по-хорошему. В ответ кто-то из толпы предложил спалить машину. "Только вместе со мной!" - ответил милиционер. 

Остатки "Волги" использовали как трибуну, с которой провели импровизированный митинг на тему, кому жить хорошо, а кто вынужден давиться консервами на праздник. И решили предъявить искореженное авто, а также свое негодование первому секретарю Черниговского обкома партии Леониду Палажченко. Кто-то предложил заглянуть в его холодильник и узнать, каким сортом балыка "первый" предпочитает закусывать дорогой коньяк. Толпа отправилась к Палажченко.

Драка с милицией

Постепенно к митингующим присоединялись заинтригованные горожане. Их удивление можно понять: обычно шествия устраивались на День международной солидарности трудящихся в мае и на годовщину революции в ноябре. А тут - вечером, внеурочно, да еще и с ошметками чиновничьей машины, которую тянул на кране сочувствовавший бунтарям водитель грузовичка… 

- Мы шли через частный сектор, а там по домам люди уже отмечали Сочельник. К нам выходили, предлагали выпить и закусить. Редко кто отказывался. "Колбасный бунт" постепенно превращался в веселое приключение, - вспоминает Сергей Поспелов.

До дома "первого" не дошли. Наряд милиции попытался остановить толпу, даже пустили в ход резиновые дубинки (в народе их потом иронично прозвали "рычагами демократии"). Лично Поспелов получил несколько ударов по рукам и по спине, а другие участники событий позже пришли к выводу, что, похоже, это первый случай в СССР, когда силовики применили против мирных граждан резиновые "демократизаторы". В ответ в милиционеров летели уличные урны.

- Мы шли по проспекту Октябрьской революции (сейчас - улица Победы), прошли мимо школы милиции, и нам дорогу перекрыли офицеры в форме, которые стояли цепью, взявшись за руки. Они спросили у нас, кто старший - я вышел из толпы. Ко мне подошел майор узбекской национальности и попросил "ничего не начинать". "Либо вы останавливаетесь, либо мы применяем силу", - так он сказал. И предложил: тащите машину на главную площадь, там, где елка, водите хороводы, милиция расценивает это как народные гуляния, претензий не предъявляет - и все расходятся, - рассказал Поспелов.

На Красной площади (бывшая площадь Куйбышева) народ до глубокой ночи выплескивал свою обиду на "жирующую номенклатуру". Хороводов не водили, остатки изуродованной "Волги" таки дотащили до здания обкома партии. А затем разошлись - уже светало.

Черниговцы считают - их митинг окончательно похоронил СССР.

Кто съел мое мясо?

В следующие дни ничего не закончилось. Жители Чернигова еще несколько раз выходили на митинги к обкому. Около 10 тысяч человек заставили первого секретаря обкома партии Палажченко отчитаться перед народом о проделанной работе на стадионе имени Гагарина. Тогда это было непостижимо - "первый" вышел с отчетом в люди, да не по указке партии, а по собственной инициативе. И отчитался. Выслушал все жалобы на пустые витрины. Даже плакат у кого-то в руках увидел "Кто съел мое мясо?". И пообещал донести идеи митинга до партийной верхушки. Сама верхушка даже приехала - в лице секретаря Центрального комитета Компартии Украины Леонида Кравчука, будущего президента… 

А самое главное - магазины города заполнились мясными и колбасными изделиями, от сосисок до балыков. Директора продуктовых баз решили не быть следующей мишенью голодных жителей Чернигова и переправили дефицитный ассортимент в торговые точки. 

Уволили с работы

- Утром на работе меня вызвал мой начальник и поставил перед фактом: я уволен, поскольку засветился на фото КГБшников во время этой "колбасной революции". Предложил сидеть тихо. "Начнешь говорить - это будет расценено как измена Родине, то есть расстрел или пожизненное заключение", - сказал начальник. Думаю, если бы СССР не развалился вскоре, меня и других активистов точно бы вычислили и наказали, - говорит Сергей Поспелов. - Но эти события в городе еще долго обсуждались. Кто-то сказал, что уже через несколько часов после инцидента о нас по всему миру трубил "Голос Америки". Город всколыхнулся - и сильно, руководство обкома партии вскоре ушло в отставку.

Поспелов уверен: он и его земляки были первыми, кто открыто тогда выступил против власти. К слову, одним из требований митинговавших украинцев была ликвидация 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли Коммунистической партии СССР. Об этом только-только начинали говорить в Польше, а свободолюбивые прибалты даже еще не задумывались о независимости.

Судьба участников

Как вспоминал потом водитель разбитых "Жигулей" Анатолий Цыбулько, "обкомовец" Заика и его водитель просили не подавать в суд и даже отремонтировали ему машину. Ремонт влетел в копеечку - почти в 1500 рублей. Были к Цыбулько вопросы и у сотрудников КГБ, которые пытались выяснить - не специально ли он направил свой "жигуленок" на машину с членом партии? 

Водителю "Волги" дали два года исправительных работ. На Валерии Заике, по словам жителей города, ни "колбасная революция", ни распад Союза никак не отразились - он и после этого занимал серьезные посты в органах власти. 

Сергей Поспелов, который до описанных событий работал в службе связи МВД и был вынужден уйти с работы, работал таксистом, механиком на СТО. 

В ТЕМУ

Табу для героя и разные показания участников

Продюсер Черниговского филиала Общественного телевидения Артем Шелковый рассказал "КП" в Украине", что идея снять документальный фильм об этих событиях родилась из воспоминаний активистов, которые часто упоминали "колбасную революцию" 1990 года в контексте развала СССР и обретения Украиной независимости.

- Это была первая из точек кипения в обществе, которая была так высока, что привела к потрясениям всесоюзного масштаба. Для Чернигова, который никогда не был особо бунтарским городом, это был яркий момент истории, - говорит Шелковый. 

А режиссер фильма Иван Матвеев подчеркнул, что красной нитью в фильме проходит идея бунта как одной из составляющих будущей независимости.

- В те дни 90-го года именно движению "Рух" в нашем городе удалось превратить стихийное событие в общественно-политическое, - отмечает Матвеев.

Съемочный процесс уже подходит к концу. Ярким эпизодом стал процесс съемок ДТП на перекрестке.

- Эта сцена - начало социального взрыва, поэтому к ней было особое внимание. Проблема была в том, что у нас не было фото- или видеоматериалов, которые помогли бы нам в воссоздании локации. В итоге мы перекрыли те же улицы, причем сделали это почти ночью. Нам помогали все службы, муниципальные, полицейские, даже горсвет пошел нам навстречу и не выключил электричество, как это обычно происходит в Чернигове ночью, - рассказал Иван Матвеев. - Актеров для массовых сцен я собирал по театрам, но в момент съемок на улице оказалось очень много обычного народа. Кто-то даже интересовался, когда начнут платить деньги за съемки в массовке. Но все наши актеры играли на общественных началах.

Создатели фильма подошли к процессу основательно: в ленте будут воспоминания и участников событий, и бывших сотрудников силовых структур, и партийных работников. Только главный герой - Валерий Заика - отказался от участия в фильме, сославшись на то, что тема "колбасной революции" для него табу.

- Он вообще все это время вел довольно-таки закрытый образ жизни, - отметил Матвеев.

Еще одна проблема, с которой столкнулись создатели фильма, - это разные воспоминания участников. Кто-то говорит, что толпа сломала забор и пошла дальше, кто-то утверждает, что не ломала и не шла, потому что вокруг уже стояла милиция… Как тут узнать правду?

- Мы будем выводить свою линию, искать баланс и предлагать разные стороны видения ситуации. Наш фильм - это не аналитика, каждый зритель сделает свой вывод, - подытожил режиссер Иван Матвеев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как из-за монеты в 10 франков сборная СССР в финал чемпионата Европы не попала

Мы продолжаем серию публикаций об истории чемпионатов Европы по футболу. Сегодня расскажем о том, как в 1968 году команда, ведомая Анатолием Бышовцем, проиграла из-за слепого жребия.

Новости по теме: История Новости Чернигова