В Чернигове планируют "зашить" самую старую мозаику города, украшающую фасад Дворца культуры им. Вячеслава Радченко. Автор произведения неизвестен, а официального статуса "объект культурной ценности" у него нет. Но городские активисты уверены: рисунок, выложенный вручную, - уникальная работа. И без боя мозаику они не отдадут.
- Нам сказали: "у рисунка нет художественной ценности, значит - убираем. Что вы начинаете раздувать пламя, когда уже все сделано". Но не было комиссии, которая выяснила бы истинную ценность этой работы, - рассказывает "КП" в Украине" Елена Загребина, координатор инициативной группы Сhernigov Monumentalism.
Действительно, у черниговской мозаики нет ни автора, ни статуса объекта культуры и истории. Но, по словам активистов, все это только вопрос времени: нужно обратиться к архивам, исследовать каталоги, провести экспертизы. Однако все это будет невозможно, если рисунок закроют утепляющими панелями.
- Мозаика на Дворце культуры одна из самых больших и старых в Чернигове, - продолжает наша собеседница. - Выглядит она интересно: это полностью ручная работа, сам рисунок не яркий, но если присмотреться, внутри можно увидеть разноцветные декоративные кусочки. Сюжет несложный: там изображены работники химзавода - мужчина и женщина, а вокруг них разные виды искусства.
Предположительно автором мозаики мог быть украинский художник Григорий Довженко, известный своими резными панно в Новой Каховке. Эти работы считаются уникальным явлением, получившим название "каменные вышиванки". Внутри черниговского Дворца культуры когда-то было две его фрески: "Революция идет" и "Работник и колхозница". Но, по словам Елены Загребиной, здание не раз ремонтировали, потому работы Довженко сохранились только в каталоге. Активисты опасаются, что то же самое произойдет и с мозаикой на фасаде здания.
- Дом культуры построил директор крупного предприятия "Химволокно" в Чернигове Вячеслав Радченко. Была у него такая мечта, - продолжает Елена Загребина. - И он осуществлял ее несколько лет, ведь построить здание культурного значения в 1960-е годы было непросто: приходилось добиваться аудиенции с первыми лицами СССР. Но Вячеславу Радченко удалось воплотить свою мечту в реальность. И сейчас сохранение культурного наследия на Доме культуры для нас - дело чести.
В разговоре с журналистами начальник управления капитального строительства Вячеслав Почеп отмечает, что по технологии демонтировать мозаику невозможно. Ведь она сделана из слоя штукатурки с вкраплением цветных камней. Так что если разработчики проекта не захотят ее сохранить, рисунок просто закроют панелями.
После ремонта у Дворца культуры будет новый архитектурный облик: его планируют сделать в стиле hi-tech. И советская мозаика плохо вписывается в дизайнерское решение разработчиков.
- Мы пытаемся собрать комиссию, которая занимается вопросами культурного наследия. Но это не так просто, - продолжает Елена Загребина. - Сейчас один из горожан инициировал петицию с требованием сохранить мозаику. Городские власти в курсе происходящего. Так что пока ремонт поставлен на паузу. Надеемся, нам удастся договориться.
|
В доме, который то и дело порываются восстанавливать активисты и на котором висит табличка с именем композитора, сам маэстро никогда не жил.