- У нас огромное количество памятников истории, охраняемых государством. И, как говорят коллеги, нет ни одного, где бы не ступала нога человека с металлоискателем, - так, вздыхая, в Национальном музеи истории Украины шутят про черных археологов.
Ежегодно контрабандисты из Украины вывозят сотни артефактов: скифские кинжалы, монеты, драгоценности и другие трофеи времен архаики. Иногда их продают за бесценок, иногда неплохо зарабатывают. Но не задумываются о том, что найденная реликвия, попади она к ученым, могла бы в корне изменить наше представление о прошлом.
- К нам в музей недавно пришел пожилой мужчина - нашел у себя в огороде старинную керамику. Дедушка переживал, что поднял реликвию, и решил обратиться к специалистам, - рассказывает "КП" в Украине" старший научный сотрудник Национального музея истории Украины Владимир Колыбенко. - Но это уникальный случай. Обычно к нам приходят те, кто копают с помощью металлодетектора. Говорят: мы нашли что-то очень красивое, оцените стоимость.
Черная археология в Украине существовала столетиями. Охотники за экспонатами старины по заказу коллекционеров сновали по нашим землям еще во времена известного археолога XIX века Викентия Хвойки. Другое дело, что к началу ХХ столетия в Европе научная ценность артефакта стала важнее материальной. Но Украине такая перспектива не пришлась по душе.
- После распада СССР, а на самом деле еще в 80-х, мы вернулись обратно в XIX век, - продолжает Владимир Колыбенко. - И которое десятилетие у нас не утихает повальная эпидемия раскопок памятников истории.
Вот один из недавних случаев контрабанды. Кто-то пытался отправить посылкой 8 фрагментов 50-сантиметрового меча времен бронзового века (2300-700 гг. до н. э.) из Украины в Чехию. Археологическую находку задержали во время пересадки в Польше. Посылка ехала в ЕС под видом "украшений для интерьера", задекларированная на 50 гривен. Настоящая цена меча оценивается в тысячи долларов, хотя куда важнее его историческая значимость.
- "Копатели" плохо понимают настоящую ценность своих находок, - отмечает Владимир Колыбенко. - Я как музейный работник не мониторю цены, но точно знаю те суммы, которые просят за реликвии на форумах перекупщиков, - они просто смешны. Если бы все находки попадали в руки исследователям, они могли бы колоссально продвигать нас в понимании прошлого.
Например, в прошлом июле на Мамай-горе запорожские археологи обнаружили два скифских захоронения. Одно принадлежало старому воину и было полностью разграблено мародерами. Зато во втором, где покоились останки юноши 18-20 лет, ученые обнаружили сероглиняную амфору, датированную серединой VI началом V века до н. э. Артефакт оказался крайне ценным. Так как указал ученым на то, что скифы жили в этом регионе на 200 лет дольше, чем предполагалось ранее. До этого археологи на Мамай-горе не встречали скифские артефакты старше IV века до н. э.
- Для исследователей важен контекст находки: кто этот воин, чьи останки обнаружили, сколько ему лет, почему он умер, - продолжает Владимир Колыбенко. - Все это позволяет восстановить какие-то моменты из древней истории, которых нет в источниках. И никогда не будет. Никто уже не найдет новую страницу "Повести временных лет". Зато скифское золото рядом с останками воина может рассказать о целой эпохе, опровергнуть или подтвердить имеющиеся факты.
|
Один из моих следующих собеседников - Андрей (имя изменено по его просьбе) - не учился на археолога, но история древних предметов - его страсть. Не один год он вместе с единомышленниками проводит часы в полях в надежде найти "сувениры" из прошлого. Когда я спросила, чем их увлечение отличается от черной археологии, Андрей немного обиделся.
- Ну ты нас и окрестила… Есть места, которые охраняются государством. Допустим, очень известные - археологический памятник Мамай-гора, Подол в Киеве, Черкасские городища. Туда нормальные ребята не суются, потому что грабить эти места сродни вандализму. Мы не те, кто на Замковой в Киеве гуляют с металлодетекторами. Мы любим историю, интересуемся ей и выезжаем на поиски артефактов чаще по фану, чем для заработка.
У археологов-любителей - именно так Андрей обозначает свое увлечение - есть неформальные клубы, форумы в соцсетях и даже "удостоверения". В тусовку чаще попадают те, кто "болеют" историей и готовы часами корпеть над архивными источниками в поисках новых мест.
- Есть программы, которые в режиме реального времени масштабируют старые карты под новые, - рассказывает Андрей. - Это здорово помогает ориентироваться на местности, чтобы понять, где было поселение, смотрим на почву, возвышенности. Грунт светлый - скорее всего, стояли хаты. Есть возвышенность - могла быть церковь. Храмы всегда ставили на холме на случай потопа. Если поселение богатое, мог быть трактир. А там, где трактир, там деньги.
Кроме картографии и геологии, стоит разбираться и в том, как доставать предметы старины из земли, реставрировать, обрабатывать, чтобы не испортить. Нельзя забывать и о собственной безопасности: в поисках сокровищ можно и на мину попасть.
- А насколько старые вещи можно найти?
- Разброс по годам очень большой. Например, в позапрошлом году я нашел скифский акинак, ему не меньше 2 тысяч лет.
- Продал?
- Не всегда дорогую находку стоит продавать, - говорит Андрей. - Никто не застрахован от неожиданного визита правоохранителей сразу, как только выставишь что-то ценное в интернете. Это касается находок старше нескольких сотен лет.
|
- Я знаю тех, кто постоянно занимается "поиском сокровищ" и хорошо зарабатывает на этом. А бывает и везучий случай: один мой знакомый нашел монету, продал и построил на выручку небольшой домик, - рассказывает Андрей. - Вообще есть два серьезных интернет-ресурса, на которых можно оставить сообщение для оценщиков. Иногда там попадаются ребята, которые указывают настоящую цену товара. Хотя полно и тех, кто готов выкупить за бесценок и убедить продавца в том, что его находка ничего не стоит.
Больше всего денег зарабатывают на нумизматике. Например, если попадается "перечеканка". Отчеканил себе какой-то правитель 20 тысяч монет, а потом их сняли с тиража, перечеканили, а что-то осталось. Таких монет очень мало, и они высоко ценятся.
- Был один случай, знакомый парень нашел монеты времен Екатерины II, - рассказывает Андрей. - В Украине они никому не были интересны, и ему предложили 25-30 грн за штуку. Он продал, а одну оставил на память. Потом столкнулся случайно с коллекционером из Италии. Тот оценил монету, она оказалась ценной, и коллекционер предлагал за нее хорошие деньги.
Много в последнее время продают орденов до 1917 года, наград и знаков Красного Креста. За них можно выручить до 5 тысяч гривен за штуку. Скифские ножи продают от 1000 грн до 10 тысяч.
Еще одну ценную археологическую находку по счастливой случайности обнаружили в 2011 году. Житель Запорожья Сергей Пьянков рыбачил на острове Хортица в 200 метрах от стелы с надписью "здесь находится предполагаемое место гибели князя всея Руси Святослава". Неожиданно вместо жирного карася на крючок попался меч длиной 96 см и весом 1 кг. Находка ценная: рукоятка украшена серебром, медью и золотом, есть клеймо с надписью VLFBERHT.
Рыбаку предлагали продать меч за большие деньги, но он отнес его в Национальный музей "Хортица". Изучив реликвию, ученые выяснили - оружие, датированное Х веком, скорее всего, принадлежало самому князю Святославу. В 972 году он вместе с дружиной возвращался с Балкан и около места, где рыбак вытащил из Днепра меч, попал в засаду печенегов. Святослав погиб в бою вместе со своим войском.
По предварительным подсчетам погранслужбы, на границе Украины в 2019 году задержали 7624 предмета культурного наследия.
Около 50 предметов археологии мужчина хотел отвезти в Великобританию.