Не накликать ерунду: правильно покупаем в интернете

Не накликать ерунду: правильно покупаем в интернете

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Покупать в интернете легко и удобно. Не нужно ехать в ТЦ, ходить по бутикам, тащить покупки домой. Лежишь себе на диване да перелистываешь страницы с товарами прямо в смартфоне. Но онлайн-шопинг может обернуться серьезными неприятностями, из которых неподошедшее по размеру платье - самое пустяковое.

Магазинов во Всемирной паутине огромное количество, и такое дикое многообразие часто ставит в тупик. Забиваешь в поиске "купить семена" или "качественный отпариватель недорого" и получаешь бесконечный поток ссылок. Как разобраться, где лучше покупать?

Мошенники, расставляющие фальшивые сайты-магазины как ловушки, - это, к сожалению, сегодняшняя реальность.

- Это может быть фирма-однодневка или просто копия другого магазина, - говорит юрист Геннадий Локтев. - Копии, как правило, делают мошенники. У них был сайт "Меховые шапки для вас": товар не соответствовал заявленному или просто ничего не отправляли людям. Как следствие, куча гневных постов. Тогда те же люди делают сайт "Меховые шапки для всех" - с похожим оформлением и таким же ассортиментом. Пока не появятся новые обозленные обманом люди, сайт будет работать.

Внимание на цены

- Самый простой способ обезопасить себя - выбирать товар на сайте известного вам магазина, - советует Геннадий Локтев. - Даже если вам придет товар ненадлежащего качества, у крупной сети нет проблем с тем, чтобы вернуть деньги. А уж если дойдет до суда, такая компания точно не исчезнет, не заплатив.

Но не все так однозначно. Во-первых, на условном Озоне или Wildberries может просто не оказаться того, что нужно именно вам, особенно если речь о каких-то спе­цифических товарах: одежда очень большого размера или экзотические фрукты. Во-вторых, сайты поменьше или недавно открывшиеся точки в попытках заманить покупателя могут предложить более выгодные цены.

Тут нужно быть осторожным и включать голову. Товар на 25% дешевле, чем в крупных магазинах, - в такое еще можно поверить. А вот если просят в три раза меньше остальных - скорее всего, это мошенники, которые перестанут выходить на связь сразу после того, как вы переведете деньги.

Изучаем адрес

Многое об интернет-ма­га­зи­не можно сказать уже по одному только его наименованию в адресной строке браузера.

- Вы должны увидеть домен первого уровня - например, magazin.ua. А вот многоэтажные конструкции типа magazin.tilda.ua должны насторожить, - считает Ольга Пешкичева, основатель сайта совместных покупок. - Второй вариант означает, что сайт не просто сделан на сторонней платформе, но и в самом дешевом варианте. Значит, его основатели не особо хотят вкладываться в бизнес.

Важно даже, что идет перед названием сайта в адресной строке. Если поставить туда курсор, перед magazin.ua возникнут определенные символы: https://  или http://. Отличие всего в одной букве, а разница значительная.

- Если прямо на сайте принимают оплату, то есть просят вас ввести данные карты, он обязательно должен использовать https - это защищенный протокол подключения. Без него информацию легко могут перехватить мошенники, - предупреждает Мария Кошель, владелец интернет-магазина мебели.

Но не только в адресной строке собака зарыта. Пролистайте сайт онлайн-магазина до самого низа страницы. Обычно там указывается период, в течение которого эта страничка функционирует. Например: "Интернет-магазин Ромашка, 2011 - 2020". Чем старше сайт, тем больше в нем уверенности.

Сам сайт должен быть информативным. Не только расписывать качества товара, но и подробно рассказывать об условиях доставки и оплаты товара. Продавец также должен указать всю информацию о себе. В идеале это реквизиты юрлица или ФЛП, а еще фактический адрес и номер телефона. 

 

ПРОВЕРКА

Верить ли отзывам на сайтах 

Перед покупкой, особенно крупной, хочется узнать, что думают о товаре люди, которые уже потратили на него свои деньги и попользовались им. Казалось бы, простая и понятная схема: покупатели оставляют отзывы на сайте магазина или специальном агрегаторе, а человек, присматривающий, например, телевизор, прочитал и сделал выводы.

Но проблема в том, что в интернете полно фальшивых отзывов, написанных по заказу магазинов или производителей.

Впрочем, вычислить фальшивку можно. Пишут их по конкретному заданию заказчика, а значит, во всех есть что-то общее.

  • В текстах одинаковые речевые обороты и ошибки. Если отзывы писал один и тот же человек, как бы хорошо он ни постарался, они будут похожи. Типовое строение фраз, ошибки, порядок слов. Как правило, при чтении это заметно.
  • Похожие отзывы опубликованы подряд. У заказчиков, как правило, одно техзадание, а у исполнителей нет времени, чтобы ждать, поэтому свои тексты они вываливают один за другим. Если отзывов не было неделю, а потом за день появилось пять новых - это подозрительно.
  • Слишком абстрактно. У людей, которые пишут отзывы за деньги, нет времени, чтобы как следует изучить предмет. А берутся они за любое предложение - будь это хоть черепица, хоть чайный сервиз. Поэтому в фальшивых мнениях будут общие слова: "качество отличное", "низкая цена", "очень понравилось".
  • Ссылка на сайт производителя или магазина. Ссылка нужна заказчикам, чтобы люди переходили к ним в магазин, а сайт чаще выдавали поисковики.
  • В отзыве повторяются одни и те же слова. Если в пяти предложениях "покупатель" три раза сказал, что пылесос очень тихий, скорее всего, это профессиональный автор, а на конкретном качестве ему велел сосредоточиться заказчик. Когда человек наберет в строке поисковика "тихий пылесос", сайт выдаст ему такой отзыв.
Общие фразы, которые подойдут и для пылесоса, и для стиральной машинки, - признак того, что отклик может быть фальшивым. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Покупка в интернет-магазине: обман с доставкой на дом

Практика показывает, что украинцы не умеют и, что самое печальное, не хотят бороться за свои права. "Комсомолка" решила исправить ситуацию.

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях