Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
25 апреля
Загрузить еще

Вместо "Жигулей" по дорогам СССР могли ездить авто-"дельфины"

Вместо
Фото: Фото: Личный архив Дмитрия Парфенова

"Жигули", "Москвичи" и "Волги"... А ведь вместо них граждане СССР могли кататься на стильных спорткарах и автомобилях-"дельфинах". Во всяком случае именно об этом мечтали ленинградские автоконструкторы-самоучки Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфенов. Интересно, что у ленинградских Кулибиных на момент создания ими их первого концепт-кара не было даже высшего образования - Хаинов окончил судостроительный техникум, а Парфенов только пришел из армии и поступил в Ленинградский механический институт (Военмех).

Рассказываем о самых интересных моделях. 

1984 год: "Лаура" 

Самый первый автомобиль легендарного конструкторского дуэта. Построен Хаиновым и Парфеновым с нуля и полностью вручную.

- Многое приходилось делать с нуля, - рассказал Дмитрий Парфенов. - У нас, например, была идея сделать все датчики на приборной панели электронными - без табло со стрелочкой. 

В 1984-м две "Лауры" были готовы. На новеньких машинах конструкторы отправились из Ленинграда в Москву. Про Хаинова и Парфенова сняли сюжет для передачи "Это вы можете". И тут завертелось!.. 

Фото: Личный архив Дмитрия Парфенова

1987 год: "Охта"

- В 1985-м нас с Геной срочно вызвали в Москву, - вспоминает Парфенов. - Оказалось, что жена генсека Раиса Максимовна Горбачева как-то вечером за чаем увидела нас по телевизору и сказала супругу: "Миша! Ну что за ерунда? У тебя там такие ребята есть, а ты ни сном ни духом!"

В Москве конструкторов встретил министр автомобильной промышленности СССР Виктор Поляков. Спросил, смогут ли ленинградские энтузиасты создать для СССР универсальный семейный автомобиль. Те уверенно ответили: сможем.

Так в 1987 году появилась "Охта" - семиместный, как это назвали бы сейчас, спейс вагон. Кузов из легкого и прочного стеклопластика, трансформируемые сиденья, обтекаемая форма - нечто среднее между дельфином и летающей тарелкой. 

- Передние сиденья вращались, задние могли складываться "в пол", - вспоминает Парфенов. - И таким образом получался автомобиль, пригодный абсолютно для всего - хоть для поездок на дачу, хоть для путешествий.

На международном автосалоне в Женеве в 1987 году "Охта" вошла в десятку лучших мировых концепт-каров. Предполагалось, что она будет выпускаться на заводе ВАЗ мелкими партиями - по две тысячи в год. Но что-то не срослось, и в серию автомобиль не пошел - так и остался на уровне концепта. 

Фото: Личный архив Дмитрия Парфенова

1989 год: "Прото"

После истории с "Охтой" энтузиазм друзей поугас. К тому же в коллективе - а в ту пору Парфенов и Хаинов трудились в созданной специально для них молодежной лаборатории перспективного макетирования легковых автомобилей и имели собственный небольшой штат из дизайнеров, конструкторов и проектировщиков, - наметился разлад.

Последней совместной работой молодых энтузиастов стал "сельский" внедорожник "Прото" - маленький, выносливый, проходимый, способный по желанию водителя превращаться в пикап и даже кабриолет. "Прото" так же, как и "Охта", делался по заказу правительства СССР, но в 1989-м из-за нехватки денег и административных разногласий лаборатория в Ленинграде прекратила свое существование, а пути Хаинова и Парфенова разошлись. "Прото" так и остался в единственном экземпляре. 

Фото: Личный архив Дмитрия Парфенова

1991 год: "Гоблин"

После размолвки друзья продолжали заниматься параллельными проектами, но теперь уже порознь. Так, почти одновременно появились Jump! и "Гоблин" - первые полноценные оте-

чественные джип и пикап. Но если про Jump! написано и сказано много, то "Гоблин" - модель куда менее известная. Строил его Парфенов поначалу чисто для себя.

- Потом "Гоблина" увидел директор Кировского завода Петр Семененко, - продолжает Дмитрий. - Ну и загорелся идеей: "Надо пускать в серию!" Я и оглянуться не успел, как он съездил в Москву, с кем-то там переговорил и добился для нас аудиенции у президента Ельцина.

Через несколько дней "Гоблин" подкатил прямо к крыльцу "Белого дома". Ельцин вместе со спикером Верховного Совета РСФСР Русланом Хасбулатовым осмотрел диковинную машину, забрался в салон, проехался вокруг Дома правительства. По итогам встречи было принято решение: подготовить инвестиционную программу и запустить "Гоблины" в производство!

Но… опять не сложилось: буквально через месяц грянул августовский путч. Тем не менее с конвейера к тому времени все же сошло больше сотни "Гоблинов". Один из них, например, долгие годы трудился в мэрии Санкт-Петербурга. Несколько других Парфенов предлагал оснастить инструментами для уборки дорог - поливалками, щетками - и отправить на улицы Северной столицы. Городские власти, поначалу с интересом присматривавшиеся к проекту, в итоге решили закупить для этих целей немецкие машины Unimog, куда более дорогие.

СПРАВКА "КП"

Фото: Личный архив Дмитрия Парфенова

Геннадий Хаинов после того, как пути конструкторов разошлись, продолжал разрабатывать внедорожники, вездеходы и машины для профессионального ралли. В сентябре 2019 года самый известный автоэнтузиаст СССР скончался. Ему было всего 59 лет.

Фото: Личный архив Дмитрия Парфенова

Дмит­рий Парфенов в 90-е занимался разработкой бронированных автомобилей для инкассаторов. Сейчас трудится техническим директором в собственной фирме по производству военных автомобилей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что можно было выиграть в лотерею в СССР?

Вспоминаем советские государственные "азартные игры".

Новости по теме: История СССР