Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Хорошо там, где нас нет: В Европе нарушителей-автомобилистов наказывают светофоры

Хорошо там, где нас нет: В Европе нарушителей-автомобилистов наказывают светофоры

Украинские водители очень часто любят ругать отечественные дороги и других участников дорожного движения, которые не соблюдают правила. Однако худо-бедно мы уже привыкли к украинским реалиям. При выезде за рубеж некоторые вещи кажутся нам странными и не всегда понятными. Поэтому мы расскажем об особенностях вождения в тех или иных странах, где побывали авторы, путешествуя автомобилем. 

Грузия 

Главное - клаксон 

Помните анекдот про грузина, который всегда ездил на красный свет, "потому что джигит"? А на зеленый вдруг остановился и пояснил попутчику: "Я сейчас постою - пусть другие джигиты проедут!"

Так вот - это не анекдот, а настоящая правда жизни, и джигиты в Тбилиси не перевелись по сей день. Они совершенно игнорируют правила, не пропускают ни друг друга, ни пешеходов, наплевательски относятся к своим автомобилям (зачастую паркуются так, сбивая на своем пути мусорные баки и столбы, что у нашего человека сердце кровью обливается) и при этом беспрестанно гудят в клаксоны, давая выход переполняющим их эмоциям. Поэтому шум на дорогах в Грузии стоит невообразимый.

Наш знакомый работает в Тбилиси в службе проката автомобилей. По его словам, европейцы перед тем, как взять машину в аренду, долго и тщательно изучают договор, а, например, русские и украинцы к договору, как правило, относятся более спокойно, но зато внимательно осматривают машину на предмет внешних повреждений, видимо, опасаясь, что потом их заставят платить за чужую неосторожность.

Грузинских клиентов все это мало волнует, и у них есть всего один архиважный вопрос: клаксон работает? Без клаксона машина местным не нужна - она просто бесполезна в любой дорожной ситуации! 

Беларусь

Платные дороги для иностранцев 

Дороги, ведущие к Минску, в Беларуси для иностранцев платные, но граждане страны ездят бесплатно везде. Если в Минск не заезжать, то можно сэкономить и иностранцу: например, проехать из Украины в Латвию через Витебск и не заплатить за это ни копейки. 

Если вы представляете себе платную дорогу как скоростной автобан, вас ждет жестокое разочарование. В большинстве своем белорусские трассы - дороги с обычными перекрестками со светофорами и без. В населенных пунктах ограничение скорости - 60 км в час, "проскочить" с большей скоростью чревато штрафом: вдоль дороги достаточно густо стоят видеокамеры. 

А, например, в поселке Шумилино Витебской области дорога по две полосы в каждую сторону, проходящая по окраине населенного пункта, напичкана светофорами и знаками ограничения скорости 50 км в час. Опять же - повсюду камеры. Словом, разогнаться в Беларуси не получится. 

Еще пару лет назад качество дорожного покрытия здесь было достаточно хорошим, но в последнее время белорусские дороги все больше напоминают украинские - с латками, а то и ямами. 

Топливо в Беларуси в полтора раза дешевле, чем в Украине, но заправок очень мало: можно проехать по трассе 100 км и не встретить ни одной. А на редких заправках часто нет ни кафе, ни туалета. 

Эстонцы используют психологические методы обучения Правилам дорожного движения. 

Эстония 

Успокоительные остановки

Эстонские дороги немного уже украинских (когда по встречке едет автобус, кажется, что вы не разминетесь), но это компенсируется их гораздо лучшим качеством. По дороге можно четко засечь, когда вы пересекаете латвийско-эстонскую границу - контраст просто разительный. Да и в темное время суток здесь ездить очень комфортно: дороги буквально усеяны светоотражающими столбиками и знаками. 

Полицейских на эстонских дорогах практически нет, а камеры по сравнению с той же Беларусью встречаются нечасто. Но тем не менее нарушителей здесь очень мало.

Прошлой осенью в Эстонии провели необычный эксперимент: к любителям быстрой езды в качестве меры воздействия начали применять так называемую "успокоительную остановку". Провинившимся водителям (не злостным нарушителям, а тем, кто попался первый раз) на протяжении нескольких недель позволили выбирать между оплатой штрафа или остановкой "для успокоения", которая, в зависимости от серьезности нарушения, могла продлиться от 45 до 60 минут.

Перед проведением эксперимента специальная команда провела полугодовое исследование и выяснила: большинство эстонских водителей не считают штрафы наказанием. Они получают их по почте и спокойно оплачивают - как те же счета за телефон или коммуналку. А вот что их действительно раздражает, так это время, потраченное для заполнения полицейского протокола, а также чувство неловкости, что их мог увидеть кто-то из знакомых. Вот так и родилась идея "успокоительной остановки".

Сейчас эксперимент закончен, а его результаты эстонские власти изучают для того, чтобы понять, насколько могут быть эффективны подобные методы в будущем. Но эстонские полицейские - настоящие психологи, поэтому на "успокоительных остановках" не останавливаются.

Например, в Таллине установлен светофор, достаточно необычно регулирующий дорожный поток: как только хоть один водитель превышает скорость, сигнал тут же переключается на красный. То есть из-за одного человека ждать приходится всем. В ближайших планах - сообщать участникам дорожного движения на большом экране, кто именно стал причиной остановки. И пусть им будет стыдно! 

В Италии за нарушение ПДД карают очень строго.

Италия 

Главное - не попасть в зону ZTL 

Несмотря на то что Италия является не самой строгой страной с точки зрения выполнения Правил дорожного движения пешеходами и мотоциклистами, все, что касается автомобилей, в этой стране довольно серьезно. Например, до сих пор во многих странах ЕС можно взять машину напрокат по старым украинским "ламинированным правам". На них нет срока окончания действия документа, но во многих странах на это смотрят сквозь пальцы. Только не в Италии. На автомобильных форумах описаны десятки случаев, когда в прокате отказывались выдавать уже оплаченные автомобили, объясняя это тем, что документы не соответствуют европейскому законодательству. Так что если вы собираетесь брать в Италии машину напрокат, поменяйте права на пластиковые, где указан срок их окончания.

Однако получить машину в прокате в этой стране - это полбеды. Если вы не хотите получить через несколько недель довольно внушительный штраф, то должны будете избегать так называемых зон ZTL (zona traffico limitato). Обычно это центральная часть города, куда запрещен въезд всем, кроме местных жителей, таксистов и поставщиков товаров в местные магазины. Казалось бы, что в этом сложного, скажет неопытный турист: следи за знаками и не заезжай в запрещенную зону. Но стоит понимать: строгость итальянских законов вполне компенсируется их южным разгильдяйством. Начнем с того, что в каждом городе этот знак может выглядеть по-разному, иногда этот знак прячется за листвой, рекламными щитами, припаркованными грузовиками, установлен под неудобным для водителя углом и т.д. и т.п. Иногда этот знак может быть даже на разметке. В некоторых городах зона ZTL работает в определенное время, например с 8 утра до 8 вечера. И заехав ночью в центр города, на выезде утром вы заработаете штраф. 

Иногда бывает, что навигатор вас ведет по какому-то маршруту и вы оказываетесь прямо перед знаком ZTL, например на узкой улице с односторонним движением, и за вами уже может быть "хвост" из других машин - тогда придется сдавать задом сквозь эту толпу, игнорируя гневное бибиканье и итальянские идиоматические выражения. Очередь сзади может и не бибикать, а просто не позволить сдать назад, и окажетесь вынуждены ехать под знак и получить штраф.

Причем штрафуют водителей по записям с камер видеонаблюдения, поэтому штраф может вам прийти через несколько недель. Если машина была прокатная, то штраф получит прокатная компания, а потом переправит его вам. 

Поэтому при путешествии по Италии не стоит арендовать жилье в зоне ZTL. Кстати, штрафы там немалые - от 100 евро. А в среднем в год итальянские города на таких штрафах зарабатывают около миллиарда евро. 

Россия 

МКАД - это ад

Если сравнивать российские дороги с украинскими и белорусскими, то они немного лучше. Все чаще на российских дорогах встречаются платные участки. Например, на трассе Киев - Москва их два, и в сумме за них нужно заплатить 150 рублей (около 60 грн).

Так же, как в Украине, в РФ пока превысить скорость на 20 км в час можно без ущерба для кошелька. Но дело в том, что на подъездах к российской столице и в самой Москве проехаться "с ветерком" получится далеко не всегда: город и пригород буквально утопают в гигантских пробках. 

Даже навигатор здесь никуда не торопится и сообщает, что 10 км вы преодолеете через 30 минут. При этом он ошибается в несколько раз, ибо 10 км по МКАД или, например, по Третьему транспортному кольцу вполне могут задержать водителя и на полтора часа, и на два - и это в час пик обычного рабочего дня. В предпраздничные дни город просто стоит. 

Не случайно Москва, несмотря на широкие дороги и сложные развязки, регулярно занимает верхние строчки в рейтингах городов с самыми тяжелыми пробками. В прошлом году аналитики компании INRIX сообщили, что за год водители российской столицы простояли в пробках в среднем по 210 часов, а средняя скорость движения в центре составила 18 км/час. В этом невеселом для водителей рейтинге Москва обошла турецкий Стамбул, колумбийскую Боготу, мексиканский Мехико и бразильский Сан-Паулу. 

В первую десятку рейтинга также попал Санкт-Петербург, где водители из-за дорожных заторов теряют по 200 часов в год при средней скорости трафика в центральной части в те же 18 км/час. 

В Италии за нарушение ПДД карают очень строго.

Испания 

Ищите жилье с парковкой 

В этой южной стране существуют две беды - платные дороги и платные парковки. И если на первых можно экономить, находя бесплатные альтернативы, то оставить свою машину бесплатно во многих городах можно только на окраине, откуда придется долго добираться до центра.

При бронировании жилья старайтесь выбрать такой вариант, где указана возможность бесплатной парковки. Иначе готовьтесь отдавать по 10-20 евро в сутки на общественных подземных парковках.

Также закладывайте дополнительный бюджет на оплату парковок при посещении крупных туристических городов. На большинстве подземных стоянок тариф поминутный и составляет около 2,4-3 евро в час. 

Особенно плохо с парковкой для иногородних автомобилей в Барселоне. Весь город - это зона платной стоянки, при этом найти место даже при таких условиях бывает сложно. Для разгрузки и выгрузки вещей можно использовать восьмиугольные перекрестки улиц, но и в этом случае нужно быть внимательным - кто-то один должен дежурить у машины, чтобы ее не увез эвакуатор. 

В некоторых исторических городах, например таком, как Толедо, въезд в исторический центр осуществляется исключительно по электронным пропускам или только ночью, когда опускают болларды - это такие ограничители движения в виде толстых столбиков, которые уходят под землю, чтобы пропустить машину. 

Бразилия 

Будьте готовы к пробкам 

Арендуя авто в Бразилии, не бойтесь брать машины с большими моторами. Дело в том, что вполне пристойного по европейским меркам мотора объемом 1,6 литра в этой стране вам может не хватать. Причина тут в топливе, на котором ездит местных транспорт - это биоэтанол. По сути, большинство автомобилей в стране ездят на спирту, а тяга у этого вида топлива куда хуже, чем у бензиновых аналогов. Поэтому с мотором 1,6 литра при путешествии через горы у вас могут возникнуть сложности - придется постоянно переключать передачи и терять скорость на поворотах.

Вторая проблема Бразилии - это пробки. Особенно в районе Рио-де-Жанейро. Преодолев расстояние в 450 километров от Сан-Паулу до Рио-де-Жанейро за пять часов, вы еще можете 3-4 часа провести в пробке на въезде в город. Обычно большие скопления машин наблюдаются во время рождественских каникул или перед Новым годом.

Дороги в Бразилии хорошие, но зачастую платные. При этом в отличие от Европы, где часто можно найти неплохую бесплатную альтернативу, здесь вам придется раскошелиться. Ну или сворачивать на местный проселок, который поведет вас через множество деревень с ограничением скорости в 20-30 км/час. Если вы думаете, что скоростной режим подучится нарушить, то ошибаетесь. В большинстве населенных пунктов каждый пешеходный переход отделен специальным пьедесталом, заехать и съехать на который можно лишь на небольшой скорости. Разогнавшись чуть больше, вы рискуете оставить на асфальте бампер или часть выхлопной трубы. 

Еще одна проблема Бразилии - португальский язык. Нет, мы не имеем ничего против него. Просто жители этой страны напрочь отказываются общаться на других международных языках - найти англоговорящего бразильца так же сложно, как португальца в Украине. И вот тут возникает еще одна проблема - даже заправить машину бывает сложно. Продавец пытается разговаривать с вами со скоростью 200 слов в минуту, а вы на языке жестов объясняете ему, что вам нужен полный бак бензина. Он смотрит на вас, как на умалишенного - как это, приехать в Бразилию и не знать португальский, а вы пытаетесь решить свои сиюминутные тактические задачи и побыстрее убраться восвояси. Естественно, что в такой ситуации попросить о помощи на дороге или узнать, как добраться до определенного места, будет сложно.

Правда, в незнании языка есть и один маленький плюс. В некоторых популярных местах (около водопадов, смотровых площадок и т.п.), когда вы паркуетесь, к вам подходит человек подозрительного вида и предлагает за определенную плату охранять вашу машину. Но когда такие ребята подходили к нам, мы просили повторить их просьбу по-английски, и те быстро теряли к нам интерес, после чего уходили.

Больше материалов читайте в нашем проекте "Хорошо там, где нас нет"