Для того чтобы бороться со своими недостатками и грехами, нужно их выявить в первую очередь, но также важно проявить решительность в борьбе. В любой конфликтной ситуации важна решительность. Если противник видит, что он сильнее, что его оппонент не имеет уверенности в своих силах и намерениях и растерян, тогда с легкостью будет наносить свои удары и поражать цель.
Приблизительно так же происходит в нашей борьбе с грехом. Если мы решительно вступаем в бой, держим лицо перед противником, не даем ему спуску, то есть надежда на победу. Если же мы не уверены в успехе, сомневаемся, а враг ли это вообще - ничего хорошего из этого не выйдет.
К сожалению, многие из нас именно так нерешительно и действуют в борьбе со своими грехами и слабостями. Они перестают в них видеть врага, а следовательно, перестают бороться с ними. С нерешительности начинается потакание себе с печальными последствиями. Мы превращаемся из людей в "ходящие деревья".
Когда Христос, исцеляя однажды некоего слепца, спросил у него, видит ли он что-нибудь, последний ответил, что лицезреет людей как ходящие деревья (Мк. 8:24). И это сравнение вовсе не случайно. Мы говорим, но не исполняем, проживаем жизнь, а не живем, сокрушаемся, однако ничего не меняем.
Точно так же и в храме, несмотря на его видимую наполненность людьми, может оказаться по-настоящему пусто. Святые отцы неоднократно с сожалением говорили, что многие люди только телом своим ходят в храм, при этом их ум и сердце остаются в каком-нибудь другом месте, и храм пустует.
И когда происходят те или иные глобальные потрясения, как, например, войны, разрушения, всевозможные катаклизмы или стихийные бедствия, мы стараемся найти этому массу различных причин. Но на главную причину люди не хотят обращать внимания. У каждой материальной катастрофы есть своя духовная подоплека, и чем дальше человечество в своей жизнедеятельности удаляется от Бога, тем серьезнее могут быть последствия для всей Вселенной.